http://se.uploads.ru/t/XwEY6.jpg
фото: teplostroyka.ru

В Екатеринбурге состоялось совещание, посвященное перспективам использования в России сжиженного природного газа (СПГ) для газификации населенных пунктов и применения в качестве топлива для транспорта. Совещание провел заместитель Председателя Правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев.

Участниками мероприятия стали заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Александр Моисеев, члены Правления «Газпрома» Дмитрий Люгай и Владимир Марков, представители руководства ряда регионов Уральского и Приволжского федеральных округов, профильных подразделений и дочерних компаний «Газпрома», а также ОАО «КАМАЗ».

Открывая совещание, Валерий Голубев отметил, что сокращение транспортных расходов является одним из наиболее действенных инструментов повышения эффективности производства российского валового внутреннего продукта (ВВП). В то же время сегодня только 0,2% (около 100 тыс. единиц) отечественного автотранспорта используют самый экономичный и экологичный вид моторного топлива — природный газ. «Газпром» ведет масштабную системную работу по расширению использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива. В перспективе компания планирует широко применять не только сжатый, но и сжиженный природный газ (СПГ). Речь идет, прежде всего, о крупнотоннажном автомобильном и железнодорожном транспорте.

Еще одна область использования СПГ на внутреннем рынке — газификация населенных пунктов. Там, где строительство газопроводов экономически нецелесообразно, «Газпром» намерен существенно расширить применение автономной газификации с использованием СПГ.

В качестве примера Валерий Голубев привел работу ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». Компания эксплуатирует 32 станции по заправке автомобилей сжатым газом, а также установку по производству СПГ на базе газораспределительной станции (ГРС-4) в пригороде г. Екатеринбурга. Мощность установки составляет три тонны СПГ в час. Она создана по уникальной экономичной отечественной технологии, разработанной специалистами «Газпром трансгаз Екатеринбург». Технология позволяет использовать холод, образующийся при перепаде давления на ГРС.

Создание установки позволило автономно газифицировать сжиженным природным газом две котельные п. Староуткинска в Свердловской области, снабжающие поселок теплом.

Кроме того, в 2013–2014 годах СПГ применялся для заправки двух газомоторных локомотивов (газотурбовозов) и газопоршневого маневрового тепловоза в ходе испытаний на Свердловской железной дороге. Испытания показали, что мощность газотурбовоза в пять раз выше мощности обычного тепловоза. При этом затраты на топливо (по сравнению с дизельным) снижаются на 30%. Свердловская железная дорога рассматривает возможность в перспективе использовать газотурбовозы на неэлектрифицированном участке «Войновка — Сургут — Коротчаево».

Директор по газомоторной технике и диверсификации ОАО «КАМАЗ» Евгений Пронин отметил, что «КАМАЗ», крупнейшая отечественная автомобильная корпорация, сегодня реализует программу по разработке и выпуску автомобилей на газомоторном топливе. В настоящее время компания готова ежегодно поставлять на российский рынок более девяти тысяч газомоторных автомобилей различной спецификации.

Подводя итоги совещания, Валерий Голубев подчеркнул важность скоординированной работы «Газпрома», руководства субъектов РФ, производителей оборудования малотоннажного СПГ и потенциальных потребителей. Он отметил, что «Газпром» планирует принять программу развития малотоннажного производства СПГ на газораспределительных станциях.

После заседания участники семинара посетили АГНКС в Екатеринбурге, малотоннажный завод по производству СПГ на базе ГРС-4, а также выставку газомоторной техники.