http://rostec.ru/content/cache/inner_article/content/files/ms-21.jpg
фото: http://rostec.ru

На Иркутском авиазаводе прошла торжественная церемония выкатки первого самолета МС-21, предназначенного для проведения летных испытаний. В создании новейшего российского пассажирского лайнера принимают участие предприятия Ростеха.

Первый самолет получил имя советского авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева. В церемонии выкатки приняли участие премьер-министр России Дмитрий Медведев, вице-премьеры Аркадий Дворкович и Дмитрий Рогозин, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, а также президент компании-разработчика МС-21, корпорации «Иркут» Олег Демченко.

Первый вылет МС-21 должен состояться до конца этого года. Начало серийного производства ожидается в 2017 году. А в конце 2018 года «Аэрофлот» первым получит лайнер для коммерческой эксплуатации.

Сравнение с конкурентами

МС-21 – семейство пассажирских самолетов нового поколения вместимостью от 150 до 211 пассажиров. Корпорация «Иркут» создает самолет в широкой международной кооперации. МС-21 включил в себя новейшие разработки в области самолето- и двигателестроения, бортового оборудования и систем.

Новый пассажирский лайнер должен не только заменить отечественные Ту-154 и Ту-204, но и, как надеются производители и власти, составить конкуренцию Airbus А320 и Boeing 737.

Лайнер отличает высокое аэродинамическое качество, достигнутое в первую очередь за счет крыла большего удлинения, изготовленного из полимерных композиционных материалов. Уровень использования композитов в МС-21 – свыше 30% – уникален для узкофюзеляжных самолетов. Композиты не только позволяют улучшить аэродинамику самолета, но и существенно снижают массу конструкции.

По выбору заказчика самолет МС-21 оснащается двумя типами силовых установок нового поколения: PW1400G компании Pratt & Whitney (США) или ПД-14 Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Оба варианта силовой установки обеспечивают уменьшение расхода топлива, снижение уровня шума и эмиссии вредных веществ, сокращение стоимости жизненного цикла.

Первые заказы

Корпорация «Иркут» сформировала стартовый портфель заказов на 175 самолетов МС-21. По всем твердым контрактам получены авансы.

Первым эксплуатантом самолетов этого типа станет «Аэрофлот». Планируется, что в парке авиакомпании будут летать 50 МС-21. Профинансирует поставку лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис». Твердый контракт был заключен в 2011 году. Авиакомпания «Аэрофлот» получит первый МС-21 в четвертом квартале 2018 года.

Кроме «Аэрофлота», крупными заказчиками являются лизингодатели «ВЭБ-лизинг» (30 самолетов) и «Ильюшин Финанс» (50 самолетов, запланированы поставки 28 самолетов, и еще действует опцион на 22 самолета).

Ранее Минпромторг и топ-менеджеры Объединенной авиастроительной корпорации сообщали, что интерес к самолету проявляют в Индонезии, Саудовской Аравии, Танзании, Иране и еще ряде стран. Имеется предварительное соглашение о поставке десяти самолетов с египетской Cairo Aviation.

Ростех для новейшего лайнера

В создании МС-21 принимали активное участие холдинговые компании Госкорпорации Ростех.

Так, «Технодинамика» недавно провела первый этап ресурсных испытаний гидроцилиндров открытия/закрытия передней фюзеляжной створки и основной опоры шасси. Кроме того, изделие уже прошло статические изолированные испытания и испытания на разрушение внутренним давлением. Комплект гидроцилиндров для первого летного образца был передан заказчику.

Предварительные изолированные испытания на подтверждение заданных ресурсов проводятся этапами. Первый – испытания в объеме, обеспечивающем безопасность первого вылета – включает в себя подтверждение ресурса в 250 взлетов-посадок при обычной, высокой и низкой температурах. Общий объем ресурсных испытаний составляет 600 тыс. циклов и рассчитан примерно на пять лет, за которые ресурс будет расширен до 60 тыс. взлетов-посадок.

Уже в ближайшее время начнутся климатические, статические и ресурсные испытания замков убранного положения створок и опор для МС-21. По итогам этих испытаний комплект замков будет передан Объединенной авиастроительной корпорации для проведения испытаний в составе воздушного судна.

ОДК в рамках программы ПД-14 изготовила девять образцов двигателей, в течение 2016 года планируется собрать еще четыре. В настоящее время выполняется сборка двигателя 100-10, в производстве – 100-11, 100-12, 100-13. Всего программа инженерных и сертификационных испытаний ПД-14 предусматривает изготовление 12 опытных двигателей и пяти двигателей для проведения летных испытаний МС-21.

В начале ноября в ЛИИ им. М.М. Громова (Жуковский) начался первый этап летных испытаний ПД-14. Полеты летающей лаборатории Ил-76ЛЛ с опытным двигателем ПД-14 проводились на высоте до 11 300 м. Всего осуществлено 16 полетов. Отказов техники не было, поставленные задачи выполнены, замечаний к работе двигателя не отмечено. Он штатно отработал на всех режимах программы испытаний. Поведение ПД-14 предсказуемо и полностью соответствует прогнозам: он управляется, обладает газодинамической устойчивостью, заложенной в конструкции, работает в большом диапазоне высот.

В настоящее время двигатель готовится к следующему этапу летных испытаний, старт которого запланирован на начало июля. Ориентировочная длительность второго этапа – три-четыре месяца. Всего программа летных испытаний рассчитана на два года, включая сертификационные эксплуатационные испытания.

Процесс сертификации базового двигателя ПД-14 идет в соответствии с установленными сроками. Он должен завершиться к 2018–2019 годам, когда после сертификации АР МАК двигатель получит сертификат EASA. Процедура сертификации EASA уже запущена.

Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» в рамках данного проекта изготовила поковки, профили, плиты, прутки, штамповки и листы из титановых и алюминиевых сплавов – для деталей консоли крыла, кронштейнов, обшивки фюзеляжа, подкилевого отсека, дверей, хвостового оперения, шасси, пилонов и гондол, а также двигателя ПД-14.

Оборудование, изготовленное КРЭТ для МС-21, включает систему измерения высотно-скоростных параметров СИ ВСП-21, многофункциональный индикатор ИМ-21-2, многофункциональный пульт МФПУ-2, пульты-трекболы ПТ-3Л и ПТ-3П, пульты управления индикацией ПУИ-17Л и ПУИ-17П, пульты сигналов «Стирание» ПСС-3 и «Бедствие» ПСБ-1, блок управления и контроля БУК-17, а также систему управления общесамолетного оборудования СУОСО-МС-21. В общей сложности КРЭТ планирует поставлять до 80% всего бортового оборудования для нового лайнера.