В. Окулов является руководителем Межведомственной рабочей группы по внедрению стандарта e-freight в Российской Федерации при Правительственной комиссии по транспорту и связи Российской Федерации. В своем выступлении он отметил, что начало внедрения e-freight в режиме реальных рейсов является практическим воплощением в жизнь государственной задачи по созданию электронного правительства в Российской Федерации. Поскольку процедуры оформления грузовой авиаперевозки в России затрагивают целый ряд ведомств, для внедрения e-freight необходимо электронное взаимодействие на межведомственном уровне.
В мире внедрение e-freight ведется в целях упрощения ведения бизнеса в рамках Международной отраслевой программы ИАТА “Simplifying the Business of Air Cargo” и до 2014 года все страны, обслуживающие грузовые авиаперевозки, перейдут на этот стандарт. Он станет обязательным условием работы на международном авиагрузовом рынке. «Поэтому для нас e-freight – это ключ к интеграции в мировую транспортную систему, к реализации нашего транзитного потенциала, к повышению конкурентоспособности наших авиаперевозчиков, аэропортов, грузовых операторов на мировом рынке», - подчеркнул В.Окулов. «Кроме того, сокращение формальностей и ускорение прохождения грузов через государственную границу позволит принципиально изменить позиции нашей страны в международных рейтингах – в том числе в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса в соответствии с задачей, поставленной Президентом РФ В. Путиным», - сказал он. При этом В.Окулов отметил, что предстоит большая работа как по устранению технологических недочетов в работе систем, так и по доработке нормативно-правовой базы, по разработке и внедрению схем межведомственного взаимодействия.
В.Окулов поблагодарил ФТС России за совместную работу, понимание важности задачи и кооперацию на всех уровнях в рамках проведения первого этапа пилотного проекта, а также выразил уверенность, что на следующих этапах реализации проекта взаимодействие с ФТС России будет столь же активным и плодотворным.
В рамках реализации пилотного проекта по внедрению в Российской Федерации международного стандарта безбумажного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (стандарта ИАТА e-freight) авиакомпании «Аэрофлот» и «ЭйрБриджКарго» выполнили первые пилотные рейсы через аэропорты Шереметьево и Толмачево, в ходе которых оформление и сопровождение транзитного груза осуществилось в электронном виде в режиме теста.
При выполнении каждого рейса по информационно-технологическим каналам прошло 7 электронных документов, необходимых для оформления транзита (в соответствии с перечнем ИАТА и российской нормативно-правовой базой). Все процедуры электронного оформления грузов выполнялись на основании «Временного порядка» ФТС России, распространяющегося на участников пилотной зоны в течение всего периода реализации проекта.
Стандартные бумажные документы, согласно предварительной договоренности между участниками тестирования, проследовали на борту в запакованном виде в качестве вспомогательного варианта. Единственной причиной, по которой полный отказ от них на этапе обслуживания транзита пока нельзя признать возможным, является необходимость дальнейшего предоставления бумажных носителей для подтверждения авиакомпаниям нулевой ставки НДС.
Тестирование в режиме реальных рейсов показало, что каналы связи между участниками тестирования работоспособны включая прохождение электронной подписи, без которой электронный документ не может получить юридический статус оригинала. Тестирование в рамках реальных рейсов позволяет окончательно настроить новое программное обеспечение и добиться полной совместимости всех задействованных систем: единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов (включая КПС «АвиаПП»), информационно-технологического оператора и систем авиакомпаний.
Тестирование на «живой» платформе позволит максимально выявить и устранить возможные технологические сбои и подтвердить готовность к переходу на следующий этап. Далее авиакомпании – участники пилотного проекта – начнут выполнять электронное оформление транзитных операций в режиме опытной эксплуатации на постоянной основе. Параллельно будет начато «живое» тестирование трансферных операций согласно План-графику пилотного проекта.