http://s1.uploads.ru/t/jWYgc.jpg

Совет директоров ОАО «Газпром» рассмотрел информацию о подготовке компанией предложений по оказанию мер государственной поддержки организациям газовой промышленности. В их числе — предложения по формированию подходов к налогообложению и ценообразованию для обеспечения экономической эффективности деятельности по поставкам газа потребителям РФ.

Совет директоров согласился в целом с позицией «Газпрома» по формированию указанных подходов. Правлению «Газпрома» поручено продолжить работу с федеральными органами исполнительной власти по обеспечению оказания мер господдержки.

На заседании было подчеркнуто, что «Газпром» является эффективной, высокоприбыльной компанией, обеспечивающей значительные ресурсы для реализации своих стратегических проектов. Особо была отмечена постоянная работа «Газпрома» по оптимизации затрат во всех ключевых направлениях деятельности. Только в 2011 году она позволила сэкономить 83,2 млрд руб. Сегодня рост операционных расходов «Газпрома» (без учета влияния роста ставки НДПИ и переоценки основных средств) ниже, чем устанавливаемый Минэкономразвития индекс цен производителей промышленной продукции.

Вместе с тем, для экономически эффективного освоения новых труднодоступных регионов добычи газа и поддержания добычи на традиционных месторождениях, расширения присутствия на мировых рынках углеводородов, в том числе, со сжиженным газом, а также для газификации регионов России необходимы значительные инвестиции. В этой связи разработка и оказание мер государственной поддержки имеют особое значение.

Государством уже принят ряд мер поддержки компаниям, работающим в газовой отрасли. В частности, распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2012 года «Об основных мерах по укреплению стратегической позиции России в мировой энергетической отрасли на период до 1 января 2016 года» стимулирует начало полномасштабной разработки и освоения ресурсов континентального шельфа. Закрепленные документом меры включают в себя дифференцированные ставки НДПИ на углеводороды, нулевую экспортную пошлину, льготу по налогу на имущество. Однако эти условия не распространяются на крупные месторождения, добыча на которых должна начаться в ближайшее время — Приразломное и Киринское. Кроме того, установленная в «Газпроме» по проектам добычи газа норма доходности в 12% не достигается даже с учетом указанных мер.

Другое решение государства, направленное на развитие российской газовой промышленности — повышение внутренних цен на газ на уровень выше инфляции. Однако сегодня оно фактически нивелируется планами по дополнительной индексации НДПИ на газ. В результате увеличение выручки «Газпрома» от повышения внутренних цен на газ становится лишь, главным образом, источником для налоговых изъятий в бюджет, тогда как у «Газпрома» нет и не было сверхприбыли от продаж газа российским потребителям. Цены на газ пока не обеспечивают компании возмещение операционных и инвестиционных затрат при поставках на внутренний рынок.

В результате ускоренного повышения НДПИ добыча газа на ряде месторождений может стать низкорентабельной или вовсе убыточной. Такая ситуация затруднит освоение ресурсов как на крупнейших действующих месторождениях, так и в новых регионах добычи. Низкая эффективность газовых проектов, ориентированных только на внутренний рынок, не позволит принять решения по их реализации.

В качестве мер государственной поддержки «Газпром», в частности, предлагает предоставить дополнительные меры налогового стимулирования для проектов на шельфе. В их число могут входить установление понижающих коэффициентов для ставок НДПИ. Кроме того, возможно установление нулевой ставки НДПИ на газ, который добывается на шельфе для последующего сжижения, а также на газ, который затем направляется на внутренний рынок для продажи по регулируемым ценам. Эффективной мерой может стать изменение принципов разграничения шельфовых проектов по категориям сложности.

Необходимо воздержаться от дополнительного повышения НДПИ на газ сверх закрепленного Налоговым кодексом. В качестве меры государственной поддержки «Газпром» предлагает введение с 2014 года формулы ставки НДПИ, учитывающей:

экономико-географические и геологические факторы месторождений;
степень выработанности месторождений;
многокомпонентность состава газа;
другие параметры, отражающие экономику добычи и реализации газа, в том числе, степень достижения регулируемой ценой на газ экономически обоснованного уровня.
При этом формула не должна предусматривать изъятия доходов от индексации внутренних цен на газ при отсутствии сверхприбыли от продаж газа.

Необходимо также вводить дифференцированные ставки НДПИ на газ с учетом экономико-географических факторов разработки месторождений — вплоть до нулевой ставки для Востока России.

Кроме перечисленных мер в области налоговой политики «Газпром» разработал ряд предложений по государственной поддержке отрасли на других направлениях. Это, в первую очередь, стимулирование освоения ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Здесь действенными мерами могли бы, в частности, стать создание условий увеличения использования гелия, вплоть до государственного финансирования ряда гелиевых программ, государственное стимулирование развития промышленности, потребляющей газ и продукты его переработки, установление для восточных регионов России механизмов ценообразования на газ, учитывающих его рыночную стоимость.

Принятие предлагаемого «Газпромом» комплекса мер государственной поддержки газовой отрасли будет способствовать успешному решению задач государственного масштаба по освоению новых регионов добычи, расширению присутствия России на мировых рынках углеводородов, а также по газификации регионов России.