https://smisektor.ru/wp-content/uploads/2017/10/9cde1ce9e59e242ef4f42c9cfcf57d63.jpg
фото: smisektor.ru

Челябинский тракторный завод (входит в группу УВЗ) отгрузил Минобороны России партию бронированных бульдозеров. Все машины прошли обкатку на заводском полигоне и были приняты специальной комиссией.

Предприятие УВЗ развивает новое направление в российском тракторостроении – производство инженерных машин с усиленной защитой. Данная техника может применяться в самых разных сферах, где со стороны внешних факторов существует угроза оператору, – ликвидация стихийных бедствий в составе подразделений МЧС, тушение лесных пожаров, работа в гористой местности, где возможны камнепады. Отдельная сфера – выполнение инженерно-строительных задач в зоне локальных конфликтов, где существует вероятность обстрела.

Челябинский завод начал разработку тракторов с усиленной защитой в инициативном порядке. Модель бронированного бульдозера заинтересовала Минобороны в силу своей экономичности. Прежде инженерные машины для работы на передовой создавались на базе танков и БМП. Такая техника была в десятки раз дороже в изготовлении. Челябинский бронированный трактор также опережает аналоги на базе танков по стоимости эксплуатации – дешевле в 20 раз. А рабочий ресурс, напротив, в десятки раз выше.

«Первые тракторы-броненосцы стали делать в Израиле в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, – рассказывает директор по спецтехнике ЧТЗ Сергей Гусев. – Использовали их для борьбы с террористами. С их помощью разрушали постройки, в которых те находились, что позволяло избежать жертв среди мирного населения и «силовиков». Бронированные тракторы в дальнейшем стали выпускать и в США, Японии, а впоследствии и в Китае».

По его словам, отечественная разработка имеет важные отличия. Во-первых, базой для бронированных тракторов служат выпускающиеся на предприятии гражданские серийные машины. Для превращения их в модель с усиленной защитой, требуются незначительные технические изменения.

Другая особенность отечественной разработки – все узлы защиты унифицированы для бульдозеров Б10 и Б12 – машин, находящихся в разных «весовых категориях». Заводская конструкция предусматривает также использование единого стеклоблока для кабины массой 35 кг и возможностью его замены за 15 минут, тогда как у иностранных аналогов на одной машине четыре типа стеклоблоков и масса отдельных достигает 100 и более килограммов. Заменить их в полевых условиях без крана проблематично.

Кроме того, в отличие от зарубежных машин у челябинского трактора полностью защищен капот бронелистами. У него отсутствуют жалюзи для забора воздуха по бокам. Воздух поступает через зазор между кабиной и капотом. Вся защита – результат работы специалистов ЧТЗ. На эту конструкцию сегодня оформляются соответствующие патенты.

Также новая модель бронированного бульдозера способна обеспечить должный уровень комфорта во время эксплуатации. Спереди и сзади трактора установлены видеокамеры, которые выводят изображение на дисплей в кабине. Таким образом, оператор легко увидит все, что ему необходимо. В кабине есть кондиционер, что делает микроклимат в ней комфортнее в любую погоду.

Как отметили в пресс-службе Челябинского завода, сфера применения бульдозеров с усиленной защитой будет только расширяться. Свою заинтересованность в «бронированной продукции» завода продемонстрировал ряд заказчиков, в том числе зарубежных.