http://images.aif.ru/013/449/2338d4061d247263264756ef8b4cfa83.jpg
фото: aif.ru

25 января Президент России Владимир Путин в Казани присутствовал во время демонстрационного полета нового стратегического ракетоносца Ту-160. Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров принял участие в мероприятии.

В 2015 году было принято решение о возобновлении производства Ту-160 на входящем в Дивизион стратегической и специальной авиации ПАО «ОАК» - «Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова – филиале ПАО «Туполев».

Демонстрационный полёт проходил на высоте 300 метров и длился около семи минут. Лётчики выполнили манёвры, позволяющие проверить устойчивость и управляемость самолёта в воздухе. Президент попросил поблагодарить лётчиков от его имени.

Глава ОАК Юрий Слюсарь отметил, что глубокая модернизация позволит увеличить боевую эффективность самолета более чем на 60% за счет расширения функций и улучшения характеристик бортового оборудования, повышения точности навигационных систем, использованию новых средств самообороны и противодействия. На самолете будет установлена новая информационно-управляющая система, преимущество которой в возможности сбора, обработки и вывода полетной информации в единой системе. Самолет сможет применять новые виды вооружений.

Юрий Слюсарь также рассказал о первом полете нового полностью российского модернизированного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А в Ульяновске. Вместе эти воздушные комплексы обеспечат решение всех боевых задач стратегической авиации.

Для возобновления производства военных «стратегов» Ту-160М осуществляется масштабное техперевооружение Казанского авиазавода. На сегодняшний день это самая крупная модернизация авиационного производства в России. Значительные средства направлены на реконструкцию цехов основного производства, аэродромно-испытательного комплекса и инфраструктурные объекты.

В присутствии Владимира Путина на заводе состоялась церемония подписания государственного контракта между Министерством обороны Российской Федерации и ПАО «Туполев» о поставках модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160М для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Подписи под документом поставили заместитель Министра обороны Юрий Борисов и президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.

Глава государства пообщался с работниками предприятия и осмотрел модернизированные цеха казанского авиазавода.

В производственной кооперации по созданию Ту-160 участвуют около 200 предприятий страны.

Ту-160

Многорежимный сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 – самый большой самолет с изменяемой геометрией крыла, один из наиболее мощных в мире боевых самолетов. Ракетоносец Ту-160 – первый новый самолет, произведенный в рамках программы глубокой модернизации.

На модернизированном Ту-160М обновлено пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, автоматическая бортовая система управления, бортовая радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия. Модернизировано существующее оборудование: комплекс контроля и управления топливом и центровкой, система управления двигателями.

Проект позволил внедрить ряд принципиальных новшеств в системе российского авиастроения. Работу над цифровым проектом самолета вели совместно ведущие авиационные КБ – Туполева, Бериева, Ильюшина, Сухого, Яковлева. Инженеры и конструкторы работали в режиме, так называемого, «распределенного КБ» с помощью специальных защищенных каналов связи. Это позволило значительно сократить сроки проектирования и оптимизировать затраты.

В 2017 году завершен ключевой этап реконструкции производства – запущена работа электронно-лучевой сварки титановых конструкций центральной балки самолета. Это самый крупный в мире аппарат по сварке агрегатов из титана. Центральная балка весом около 6 тонн – наиболее нагруженный агрегат Ту-160, к нему прикреплены основные механизмы, обеспечивающие изменяемую стреловидность крыльев и сами крылья самолета. Общая протяженность сварочных швов – около 140 метров, сварка происходит на высоких скоростях до 36 м/час. При производстве Ту-160 используется наибольшая в авиации доля титана, около 30% от общего веса. Поэтому восстановление технологии было критически важным условиям реализации программы.

Ил-78М-90А

Перспективный самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А разработан конструкторами Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, производится на заводе «Авиастар-СП». Новая усовершенствованная модификация топливозаправщика создана на базе новейшего военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А.

На топливозаправщике установлены современные пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи, «стеклянная» кабина, которые отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов и точность самолетовождения.

Самолет оснащен четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлетной тягой. Их удельный расход топлива на 12−14% ниже, чем у двигателя Д-30КП, установленного на предыдущие модификации самолетов-топливозаправщиков. В результате Ил-78М-90А отличается повышенной дальностью и может брать большее количество топлива для заправки самолетов.

В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком для дозаправки в воздухе воздушных судов дальней, фронтовой и специальной авиации. Самолёт способен производить заправку ракетоносцев типа Ту-160 или одновременную заправку двух самолётов фронтовой авиации (типа Су, МиГ).  С хвостового агрегата возможна заправка самолётов дальней и специальной авиации. Также при использовании Ил-78М-90А на земле, возможна одновременная заправка до четырёх воздушных судов.