http://uralvagonzavod.ru/i/att/pic/r1234t43i26269.jpg

На Уралвагонзаводе (входит в Госкорпорацию Ростех), в термическом цехе №1, введена в эксплуатацию установка для высокотемпературной механической обработки (ВТМО) торсионных валов, предназначенных для перспективной спецтехники. Данная технология обработки уникальна, а установка ВТМО является единственной в России, аналогов такого оборудования в стране нет.

Установка спроектирована в ОАО «ВНИТИ», г. Санкт-Петербург (входит в корпорацию УВЗ). Технология изготовления торсионного вала разработана также ОАО «ВНИТИ» совместно с АО «НИИ Стали» (г. Москва). Монтажом, внедрением в производство, отработкой технологии, изготовлением опытных и установочных партий деталей  занимались специалисты АО «ЦНИИМ», г. Санкт-Петербург (входит в корпорацию УВЗ), а также отдела главного металлурга Уралвагонзавода, инженеры и мастера термического цеха №1.

Установка ВТМО выполнена в виде четырех стоящих в одну линию технологических постов: двух постов индукционного нагрева, поста закрутки вала в горячем состоянии и поста закалки. Обработка торсионных валов осуществляется в вертикальном положении, что обеспечивает их минимальные деформации как во время нагрева и  закрутки, так и в процессе закалки и  перемещений  с одного поста на другой манипуляторами-перекладчиками.

«Требования, предъявляемые к процессу изготовления деталей,  и критерии их  годности установлены отраслевым стандартом  на высокопрочные торсионные валы для военных гусеничных машин и соответствующими техническими условиями. Внедрение данного оборудования позволяет получать торсионные валы с улучшенными эксплуатационными характеристиками, обеспечивающими необходимый уровень рабочих напряжений и требования по  долговечности», - отмечает главный металлург Уралвагонзавода Хакимжан Байков.

Качество каждой партии подтверждается не только контролем  твердости, но и  испытаниями  механических свойств и исследованиями  микроструктуры в Центре испытания и исследований материалов (ЦИИМ) Уралвагонзавода. Окончательно изготовленные валы, прошедшие полный цикл упрочняющих операций,  испытываются там же  на циклическую долговечность.

На основании результатов  этих исследований, а также результатов статических испытаний в  НИИ Стали дана положительная оценка качества и работоспособности валов, прошедших обработку на установке ВТМО. Выдано заключение: установка выпускает продукцию, которая полностью соответствует заявленным требованиям.

Справка:

Высокотемпературная термомеханическая обработка кручением с одновременным осевым растяжением вала позволяет  решить проблему комплексного улучшения свойств: прочности и пластичности, сопротивления усталостному разрушению, вязкости разрушения, сопротивления распространению трещин.  Схема применяемой при ВТМО деформации в определенной степени определяет анизотропию упрочнения, которая при соответствии напряженного состояния в процессе ВТМО со схемой напряженного состояния при последующем заневоливании и испытании деталей является дополнительным резервом повышения их конструктивной прочности.

Строгое соблюдение температурных параметров нагрева вала, времени последеформационной  выдержки после закручивания до закалки и времени между окончанием нагрева вала и погружением в масло  обеспечивает после окончания операции ВТМО и последующего низкотемпературного отпуска получение высокой  прочности с одновременным хорошим уровнем пластичности  торсионных валов.