http://s6.uploads.ru/t/65EPD.jpg

Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки использования государственных средств, выделенных в 2011-2012 гг. и истекшем периоде 2013 г. на развитие объектов инфраструктуры Вооруженных Сил РФ. Контрольные мероприятия были проведены в рамках выполнения плана работы Счетной палаты на 2013 г., а также по запросу депутата Госдумы А. Хинштейна. С сообщением выступила заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова. Кроме того, был заслушан ответный доклад заместителя Министра обороны Руслана Цаликова.

В рамках контрольного мероприятия были проверены бюджетные инвестиции за 2011-2012 гг., в том числе по контрактам, переходящим на 2013 год, в объекты капитального строительства Минобороны России в размере 543,58 млрд. руб., из них на приобретение и строительство жилья для военнослужащих предусматривалось 255,38 млрд. руб. Это позволяло обеспечить выполнение заданий государственного оборонного заказа на соответствующие годы. «Вместе с тем при высоком кассовом исполнении бюджетных назначений (в 2011 г. - 99,4 %, в 2012 г. - 92,3 %), Минобороны не достигло целей, на которые выделялись указанные средства: госконтракты на строительство объектов инфраструктуры Вооруженных Сил своевременно не исполнены, объекты в эксплуатацию не введены. При этом Минобороны допускало финансирование строительства объектов, не предусмотренных заданиями государственного оборонного заказа, что приводило к необоснованному использованию бюджетных средств. Однако следует отметить, что основные проблемы в этой сфере возникли в 2011 и 2012 гг.», - подчеркнула Вера Чистова.

Как было отмечено на Коллегии, Минобороны в 2011-2012 гг. передавало функции заказчика и генподрядчика по проектированию, строительству и капитальному ремонту своих объектов двум единственным исполнителям - федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ» (ФКП «УЗКС МО РФ») и ОАО «Главное управление обустройства войск» («ГУОВ»). При этом деньги за работы выплачивались им авансом в размере до 80% цены контракта. Такая практика не способствовала экономии бюджетных средств и позволяла генподрядчику и субподрядчикам на протяжении длительного времени (от года до двух лет) бесконтрольно и безвозмездно использовать в собственных целях бюджетные средства, перечисляемые Минобороны в качестве аванса по государственным контрактам. «Указанные организации фактически были превращены в посредников, которые содержатся за счет средств федерального бюджета, получая 2,85 % от объема финансирования государственного оборонного заказа, но при этом, не выполняя своих основных функций», - отметила Вера Чистова.

Так, в 2011-2012 гг. и по контрактам, переходящим на 2013 г. «ГУОВ», выполняя функции генерального подрядчика по 263 государственным контрактам на общую сумму 397,69 млрд. руб., передало весь объем работ на объектах Минобороны по договорам подряда сторонним организациям. При этом выборочная проверка исполнения 13 госконтрактов показала, что «ГУОВ» не выполнило обязательства на общую сумму 40,43 млрд. руб., из которых более 30 млрд. руб. предназначалось на строительство жилья для военнослужащих.

Как следует из результатов проверки, нарушение сроков выполнения обязательств «ГУОВ» зачастую происходило по вине самого государственного заказчика - Минобороны, в силу накопленных в предыдущие годы проблем. Так министерство в период 2011-2012 гг. не обеспечивало оформление необходимых документов на выделенные под строительство объектов земельные участки. Кроме того, по ряду строящихся объектов отсутствовали госконтракты на строительство и подключение магистральных инженерных сетей, технические условия по электроснабжению и т.д. В результате начало производства работ по госконтрактам, относящимся к 2010-2011 гг., либо откладывалось до оформления прав собственности на земельные участки, либо строительство велось в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ.

Отсутствие в Минобороны эффективного внутреннего контроля за расходованием средств федерального бюджета и деятельностью подведомственных организаций также привело к образованию у «ГУОВ» проблемной дебиторской задолженности в сумме 6,42 млрд. рублей. Она появилась в результате действий субподрядчика «ГУОВ» - «Стройимпульс СМУ 1», который предоставил ООО «Теорема» займы на приобретение объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности компаний холдинга «Оборонсервис». В настоящее время в отношении «Стройимпульс СМУ-1» инициированы процедуры банкротства и под угрозой невыполнения находятся обязательства «ГУОВ» по строительству объектов для нужд Минобороны России на указанную сумму.

После доклада о результатах проверки, Счетная палата и Минобороны обсудили пути разрешения ситуации с серьезным объемом дебиторской задолженности за периоды 2011 и 2012 гг. по ранее заключенным контрактам. Минобороны сообщило Счетной палате о воссоздании службы внутреннего контроля. По информации Минобороны, в настоящее время готовятся предложения по совершенствованию работы всех подразделений «Оборонсервиса», в том числе строительного сектора.
В свою очередь, Счетная палата намерена продолжить мероприятия по контролю за использованием целевых средств, выделяемых на капитальное строительство, и вместе с Минобороны будет предпринимать все меры по предупреждению нарушений в данной сфере. В Счетной палате уверены, что совместная работа будет залогом изменения накопленных в предыдущие периоды проблем.
Счетная палата и Минобороны договорились о необходимости подписания нового соглашения о сотрудничестве взамен ранее подписанного в июле 2007 г. Цель нового соглашения - повышение эффективности деятельности сторон по контролю за использованием бюджетных средств, федеральной собственности, реализации военного имущества и др.

По результатам проверки будет направлено представление Минобороны России, информационные письма Президенту РФ В. Путину и в Правительство РФ, а также депутату Госдумы А. Хинштейну. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания РФ и Главную военную прокуратуру.