"ТОННАМЕТР" Международный Форум - Доска объявлений

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "ТОННАМЕТР" Международный Форум - Доска объявлений » ЮрКлуб - Форумы юристов » В РФ появится единая судебная высшая инстанция.


В РФ появится единая судебная высшая инстанция.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://s6.uploads.ru/t/lCyTD.jpg


Депутаты Государственной Думы во вторник, 12 октября, приняли в первом чтении законопроект о единой судебной высшей инстанции.

Согласно документу, предполагается, что высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам будет выступать Верховный суд. Соответствующие изменения будут внесены в Конституцию РФ, передает ИТАР-ТАСС.

В течение переходного периода (срок шесть месяцев) упраздняется действующий Высший арбитражный суд РФ, в вопросы, относящиеся к его ведению, переедают в ВС РФ.

Как ранее заявил председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, «создание единой судебной высшей инстанции будет способствовать единообразному применению, толкованию закона, сохранять и укреплять единое правовое пространство в масштабах Российской Федерации».

Член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин также убежден, что создание двух равноправных каждый в своей сфере судов – ответ на вызов времени.

В то же время депутат подчеркнул, что «никто не планирует разрушать систему арбитражных судов, т.к. в  ней очень многое было достигнуто положительного: открытость процесса, опубликование всех судебных решений на сайте Высшего Арбитражного Суда и многое другое».

0

2

В ГД внесены поправки к законопроекту об изменении Конституции.



http://s6.uploads.ru/t/n7ZMQ.jpg


Сегодня комитет по конституционному законодательству Госдумы рассмотрит поправки ко второму чтению законопроекта об изменении Конституции. Более полусотни юридических компаний накануне подписались под обращением к законодателям с призывом отказаться от предложенного президентом упразднения Высшего арбитражного суда (ВАС) или приостановить реформу "до подготовки полного пакета" необходимых законопроектов. Содержанием поправок обеспокоены и в Конституционном суде (КС): председатель Валерий Зорькин надеется, что они не приведут "к братскому слиянию" всех трех высших судов.

В пятницу истек срок, отведенный Госдумой на подготовку поправок к принятому 12 ноября в первом чтении президентскому законопроекту "О Верховном суде и прокуратуре". Глава профильного комитета Владимир Плигин сообщил вчера "Ъ", что в Думу поступили две поправки депутатов от оппозиции. Как сообщал "Ъ" 14 ноября, одна поправка исключает согласование кандидатур прокуроров субъектов РФ с властями регионов, вторая касается принципа формирования специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности 170 судей нового Верховного суда (ВС). Впрочем, господин Плигин не исключил появления утром других поправок, которые могли быть отправлены в Госдуму в последний момент и еще не прошли регистрацию.

Законопроект уже официально одобрили пять региональных парламентов, но жестко раскритиковал ВАС. Накануне второго чтения его поддержали представители юридического бизнеса. Они собирают подписи под обращением "против поглощения ВАС Верховным судом". Документ будет направлен президенту, в Госдуму и Совет федерации. Его уже подписали 57 юридических компаний и адвокатских объединений (в том числе широко известных) из 14 регионов (23 — из Москвы), специализирующихся по защите юридических лиц в арбитражных судах. Они призывают отказаться от упразднения ВАС или хотя бы приостановить реформу "до подготовки полного пакета" необходимых законопроектов.

Реформа проводится "без предварительного обсуждения" с юридическим и деловым сообществом страны, хотя существующая судебная система была всенародно одобрена в ходе принятия Конституции, говорится в обращении. Авторы считают ВАС "эффективным механизмом", обеспечивающим "подлинное правосудие для бизнеса как заведомо более слабой стороны в отношениях с властью", а также "локомотивом развития правовой системы в области предпринимательства". "Система судов общей юрисдикции уступает арбитражным судам в организации судопроизводства и качестве выносимых по итогам многих разбирательств решений",— считают юристы. Негативными последствиями реформы, по их мнению, станут "устранение благотворной конкуренции между судами", "усиление судебной бюрократии и снижение качества правосудия по экономическим спорам", что "повлечет повышение издержек бизнеса и серьезный ущерб для экономики страны". Все это, по мнению подписавшихся, не оправдывает связанные с реформой "крупные расходы госбюджета". Юристы предупреждают о "снижении доверия бизнеса" и усилении "бегства" участников споров в зарубежные суды в случае упразднения ВАС, отмечая, что "проблема различий в применении законодательства арбитражными судами и судами общей юрисдикции может быть решена проще" — через более активное взаимодействие пленумов ВАС и ВС.

Аналогичную точку зрения высказывали на прошлой неделе и специалисты по конституционному праву на конференции в КС (см. "Ъ" от 15 ноября). Ряд участников поправки к Конституции "испугали". Они отмечали непоследовательность в организации судебной власти: "сиюминутную поспешность" объединения ВС и ВАС и 20-летнюю медлительность с предусмотренным Конституцией формированием административных судов. Однако у судей КС еще больше опасений вызывают его собственные перспективы. "Надеюсь, поправки к законопроекту не приведут к братскому слиянию КС с другими судами",— заявил в пятницу Валерий Зорькин Владимиру Плигину. Тот, впрочем, пообещал, что КС нынешние изменения Конституции не коснутся. Но это не успокоило председателя КС. "Не хочу обсуждать законопроект, может быть, и нас туда объединят",— вернулся он к теме, закрывая конференцию. Но неожиданно резко отреагировал господин Зорькин на заявление экс-главы КС Марата Баглая о том, как тот "приглашал в свой кабинет" председателей ВАС и ВС для урегулирования противоречий (см. "Ъ" от 18 октября). "Я не помню, чтобы на моей памяти можно было решить вопрос, вызвав в кабинет Вячеслава Лебедева (председателя ВС.— "Ъ") или Вениамина Яковлева (экс-главу ВАС.— "Ъ"),— заявил господин Зорькин.— Если бы это делалось, это означало бы, что в России нет судов и судебной власти".

0

3

В. Путин внес в ГД на рассмотрение проект ФЗ об изменениях в ФЗ «О судебной системе Российской Федерации».



http://s6.uploads.ru/t/wQ94l.jpg

В соответствии с пунктом «г» статьи 84 Конституции Владимир Путин внёс на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Пояснительная записка к проекту федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»

Разработка проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (далее – законопроект) обусловлена объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое предусмотрено проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Согласно предлагаемой новой редакции статьи 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Исходя из этого, в статье 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», регулирующей статус и полномочия Верховного Суда Российской Федерации, согласно законопроекту Верховный Суд Российской Федерации определяется в качестве высшего судебного органа по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с данным Федеральным конституционным законом. Устанавливается, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, определено, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесённые к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Законопроектом предусматривается, что полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации будут устанавливаться отдельным федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

В связи с тем, что Верховный Суд Российской Федерации будет призван осуществлять судебный надзор за деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов и не будет относиться к системе судов общей юрисдикции, законопроектом предусматривается внесение соответствующих изменений в положения статьи 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», устанавливающие перечень видов федеральных судов.

В связи с объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в организацию деятельности судебной системы Российской Федерации также вносятся следующие изменения.

Дисциплинарное судебное присутствие, формировавшееся из судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, подлежит упразднению, а рассмотрение относящихся к его подсудности судебных дел передаётся в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации.

Обеспечение деятельности как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов будет осуществляться Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон должен вступить в силу через шесть месяцев после вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

0

4

Госдума РФ приняла в третьем чтении закон об объединении судебных систем общей и арбитражной практики.



http://s7.uploads.ru/t/ZpFni.jpg


На пленарном заседании Госдумы, в пятницу, 22 ноября в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, согласно которому объединяются Верховный и Высший арбитражный суды и вносятся соответствующие изменения в Конституцию РФ. Напомним, что идею объединения высших судебных инстанций страны выдвинул президент РФ Владимир Путин, в своем выступлении на заседание Петербургского международного экономического форума в июне 2013 года. По мысли Президента, объединение судов позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием, как граждан, так и организаций, включая органы госвласти и местного самоуправления.

По мнению самих фигурантов правового поля страны, объединение двух ветвей судебной власти назрело. Сегодня ни одна ведущая мировая юрисдикция не устроена сегодня так, как российская. Да, во многих странах арбитражные или экономические суды нередко функционируют параллельно остальной судебной системе, рассматривая довольно узкий круг специфических вопросов. Но, ни в одной стране мира нет такого, чтобы во главе всей системы судопроизводства стоял арбитражный суд. И тому есть элементарное объяснение: защита прав гражданина, физического лица, априори находится на первом месте, а вопросы бизнеса – всегда на втором.

По словам председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, образование Верховного суда России, формирование единого порядка рассмотрения дел целесообразно, поскольку эта деятельность регулируется едиными нормами гражданского законодательства.

«Мы уходим от той практики, которая была ранее, когда предполагалось функционирование двух высших судебных органов раздельно. Таким образом, создание единой судебной высшей инстанции будет способствовать единообразному применению, толкованию закона, сохранять и укреплять единое правовое пространство в масштабах Российской Федерации»,- сказал парламентарий.

Рассматривая создание единого высшего суда в России, нужно четко понимать, что главная цель этого процессам - выстраивание единого центра правоприменения. В последние годы Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ временами напоминали двуглавого орла с российского герба, две головы которого смотрят в диаметрально противоположные стороны. Даже обычные граждане порой недоумевали: отчего очень похожие дела рассматриваются в разных инстанциях, связанных друг с другом лишь схожими названиями.

«Арбитражные суды и суды общей юрисдикции, обладая общей пересекающейся компетенцией, одновременно могут рассматривать очень похожие гражданские дела и руководствуются одними и теми же нормами гражданского законодательства. Вместе с тем применение нормы судами общей юрисдикции и арбитражными судами в одних и тех же правовых ситуациях может происходить по-разному», - отмечает глава Думского комитета, обосновывая необходимость выстраивания единого центра правоприменения, унификации судебной практики двух разных ветвей судебной власти.

Член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин также убежден, что создание двух равноправных каждый в своей сфере судов – ответ на вызов времени. В то же время он подчеркивает, что «никто не планирует разрушать систему арбитражных судов.

«В ней очень многое было достигнуто положительного: открытость процесса, опубликование всех судебных решений на сайте Высшего Арбитражного Суда и многое другое. Но что самое главное – несомненно, будут сохранены и те опытные кадры, специалисты, участвовавшие в рассмотрении сложных дел в экономической сфере», - уверен Марданшин.

Существенные поправки внесены и в вопросы организации деятельности прокуратуры РФ. Так, существенно повышается статус прокуратуры за счет того, что прокуроры в регионах будут назначаться президентом по предложению генерального прокурора России и по согласованию с субъектами. Прокуроры субъектов будут уходить в отставку также по решению главы государства. С другой стороны, нововведения в значительной мере повышают самостоятельность и ответственность прокуроров.

«В ходе обсуждения законопроекта возникали вопросы, связанные с тем, что происходит якобы децентрализация деятельности прокуратуры. Это совершенно не так. Подчеркну: предлагаемые Президентом поправки будут, в том числе, способствовать усилению роли Прокуратуры России как надзорного органа, способствующего формированию единого правового поля», - считает Плигин.

0

5

Сенаторы поддержали объединение судов.



http://s6.uploads.ru/t/BwRp1.jpg

Совет Федерации одобрил проект закона о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Документ на рассмотрение коллег представил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас.

Проектом закона предусматривается реорганизация Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ путем создания единого высшего судебного органа – Верховного Суда РФ. Устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев.

Новый Верховный Суд РФ формируется в составе 170 судей. В целях формирования его первоначального состава создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ, состоящая из 27 членов коллегии.

В состав коллегии входят по одному представителю Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов РФ из своего состава - по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов РФ.

Документом также предлагается предоставить Президенту РФ право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность заместителей Генерального прокурора РФ и освобождение их от должности, а также назначать на должность и освобождать от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров.

В настоящее время прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются также Генпрокурором.

Одновременно проектом закона уточняется наименование главы 7 Конституции. В действующей редакции Конституции она обозначена как «Судебная власть», в соответствии с принятым законом о поправке глава 7 звучит следующим образом – «Судебная власть и прокуратура».

Как отметил Андрей Клишас, поправки к главам 3-8 Конституции принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации при соблюдении особого правового порядка, который отличается от принятия федеральных и федеральных конституционных законов» – отметил в начале своего доклада сенатор.

Как пояснил сенатор, после одобрения Советом Федерации законопроект в соответствии с нормами Конституции РФ, поскольку речь идет о внесении поправок в Основной закон, будет направлен для одобрения в законодательные органы субъектов РФ.

Для одобрения документа должны будут высказаться не менее двух третей законодательных органов регионов, и только после этого, как говорится в пояснительных документах, законопроект вновь пройдет процедуру одобрения в верхней палате, после чего поступит на подпись главе государства.

Процедура одобрения на уровне законодательных органов субъектов может занять не более года, как прописывается нормами действующего законодательства, однако в Совете Федерации рассчитывают, что коллегии из региональных парламентов не станут затягивать с одобрением «этого крайне важного документа» и рассмотрят его «в сжатые сроки».

«Объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ вызвано, прежде всего, необходимостью единообразного применения законодательства и направлено на укрепление единства судебной системы РФ»,  – заявил Андрей Клишас.

0


Вы здесь » "ТОННАМЕТР" Международный Форум - Доска объявлений » ЮрКлуб - Форумы юристов » В РФ появится единая судебная высшая инстанция.