http://se.uploads.ru/t/spfmT.jpg

В России формируется гигантский рынок для судостроительной отрасли, связанный с планами масштабного освоения Арктики, континентального шельфа, модернизации вспомогательного, ледокольного и военно-морского флота.

По данным НК «Роснефть», только под освоение лицензионных участков компании в Карском море потребуется порядка 300-500 судов обеспечения и 102 буровые платформы. При этом для ледокольного обеспечения транспортного пути в Карском море потребуется, по мнению руководства нефтяной компании, минимум три ледокола.

Помимо «Роснефти», флот необходим и под проекты других компаний, в первую очередь, «Газпрома» и «НОВАТЭКа». Так, под проект «Ямал СПГ» требуется строительство 16 арктических газовозов. Также через «Совкомфлот» планируется заказать 13 газовозов в интересах «Газпрома» и шесть танкеров для «Газпром нефти». Общая сумма контрактов только по указанным судам составит 10 млрд долларов.

В целом, потребности в танкерах – газовозах сжиженного природного газа различного ледового класса в 2016–2020 годах могут превысить 30 единиц. Такие данные были приведены на ежегодном координационном совещании с участием представителей ведущих судостроительных и нефтегазовых компаний России, проведенном в феврале 2014 года в рамках реализации судостроительной программы «Совкомфлота». В совещании приняли участие представители Министерства промышленности и торговли, Объединенной судостроительной корпорации, «Газпрома», «НОВАТЭКа» и др.

Кроме того, необходимо наращивание ледокольного флота, включая строительство атомохода-лидера мощностью 100 МВт. Также есть необходимость модернизации и пополнения военно-морского флота новыми кораблями, способными отвечать требованиям к ведению современных войн. Так, предусматривается переход на модульные многоцелевые боевые платформы как для надводных кораблей, так и для подводных лодок. В США, например, модульные корабли уже строятся в рамках программы строительства кораблей прибрежного действия.

Таким образом, в России формируется гигантский спрос на суда и корабли самых разных типов и назначений, но в особенности на технически сложные суда ледового плавания. Наличие этого спроса открывает отличные возможности для развития отечественного судостроения, судовых комплектующих и оборудования с высокой добавленной стоимостью.

Как известно, в целях обновления судостроительной отрасли России была создана государственная Объединенная судостроительная корпорация. Для шельфовых проектов консорциуму инвесторов, в который вошли вертикально интегрированные нефтегазовые компании (прежде всего «Роснефть» и «Газпром»), был передан Дальневосточный центр судостроения и судоремонта ОСК, где создаются соответствующие судостроительные мощности.

В ходе июньского заседания Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности президент России Владимир Путин посоветовал размещать заказы на строительство судов через отечественные судостроительные предприятия таким образом, чтобы иностранцы выступали субподрядчиками. По мнению президента страны, это позволит российским верфям получить средства и компетенции для локализации производств.

«Заказывайте через ОСК либо «дочку» ОСК – Дальневосточный центр судостроения и судоремонта – и у них тогда будет расти компетенция, – сказал Владимир Путин в ходе упомянутого июньского совещания генеральному директору «НОВАТЭКа» Леониду Михельсону. – Тогда они будут понимать, что и как строится, будут договариваться с партнерами, у которых они делают конечный заказ, о передаче компетенции. А если они будут генеральными подрядчиками, они тогда напрямую будут договариваться с иностранными партнерами, тогда иностранный партнер будет зависеть от них и будет вынужден передавать на определенных условиях свою компетенцию, будет вынужден приходить на нашу территорию, договариваться о локализации в определенный срок и на определенную глубину».

Между тем в России уже существует достаточно развитая индустрия производства оборудования и комплектующих для судостроения.

Судовые дизели в России производят «Пензадизельмаш», РУМО, Коломенский завод. Типоразмерные ряды судовых дизелей указанных предприятий соответствуют техническим параметрам дизелей, изготавливаемых фирмами ANGLO Belgian Corporation (Бельгия), Man Diesel & Turbo (Германия), Wartsila (Финляндия).

На производстве судовых дизелей специализируются Брянский машиностроительный завод, завод «Звезда», «Волжский дизель им. Маминых», Уральский дизель-моторный завод, «Барнаултрансмаш», завод «Дагдизель», ПФК «Тверьдизельагрегат».

Компрессоры производит «Компрессор», они соответствуют техническим параметрам продукции компаний Sauer & Sohn, Hatlapa (Германия), Atlas Copco (Швеция) и Tamrotor Marine Compressor AS (Норвегия).

Опреснительные установки производят «Рокем Сервис» (соответствуют техническим параметрам продукции фирмы Rochem (Германия)) и Пролетарский завод (соответствуют техническим параметрам продукции компаний Allweiler, Hamann (Германия), DESMI (Дания), Flaktwoods (Финляндия)).

Насосы судовых систем производят «ГМС Насосы» (соответствуют техническим параметрам продукции компаний ALLRUS Maschinenhandels GmbH (Австрия) и Imo Pump (США)), Завод им. Гаджиева (соответствуют параметрам продукции ALLRUS Maschinenhandels GmbH (Австрия), DESMI (Дания)), «ЭНА», НПО «Гидромаш», ЛГМ (соответствуют параметрам продукции Allweiler, Hamann (Германия), DESMI (Дания), Flaktwoods (Финляндия)), «Турбонасос», Катайский насосный завод, «ГМС Насосы», насосный завод «Взлет» (соответствуют параметрам продукции компаний National Oilwell Varco, MI-Swaco (США), NETZSCH Mohnopumpen GmbH (Германия)).

Установки очистки нефтесодержащих вод производятся «ЭКОС» (соответствуют техническим параметрам продукции компаний DVZ SERICEC GmbH (Германия), Coffin World Water Systems, LLC (США)).

Судовые движители и средства активного управления движением судна производит ЦС «Звездочка», они также соответствуют параметрам продукции ряда зарубежных фирм.

Рулевые машины производят Пролетарский завод и Завод им. Гаджиева. Типоразмерные ряды рулевых машин соответствуют техническим параметрам продукции компаний Hatlapa, Blohm+Voss Industries (Германия); Rolls Royce Marine (Великобритания).

Кроме того, в России производится палубное оборудование (шпили, лебедки, краны). Буровое оборудование  производят «Уралмаш НГО Холдинг»,  промышленная группа «Генерация».

Также в России производится широкий спектр навигационного и гидроакустического оборудования, специального оборудования самопогружных буровых платформ.

В области создания тренажеров для управления судами Россия также не отстает от иностранных компаний – в этой сфере успешно работает петербургская компания «Транзас».

Так как России, в первую очередь, нужны технически сложные суда арктического плавания, на первый план в перспективном развитии отечественного судостроения и проектирования выходят современные технологии, такие как 3D-моделирование.

Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» вице-президент по приложениям для судостроения и морского строительства французской компании Dassault Systèmes Алан Уар, прогрессивные верфи по всему миру заинтересованы в таком программном обеспечении, которое позволяло бы не только спроектировать судно в 3D, но и снабдить его всей технологической начинкой для автоматизированного управления.

«В России, как и везде в мире, судостроительная отрасль отстает в использовании информационных технологий от других отраслей (например, авиастроения и автомобилестроения), поскольку для их внедрения нужны крупные инвестиции, а рентабельность судостроительных компаний составляет, в лучшем случае, 5%. Изменение технологического «ландшафта» в судостроении – это очень дорого. На мой взгляд, наиболее «продвинуты» в этом смысле корейцы. Что касается Европы и России, большое количество верфей до сих пор проектируют суда в 2D», – считает Алан Уар. Вместе с тем он отметил, что постепенное внедрение 3D-технологий в России уже происходит.

Таким образом, у России имеется хорошо подготовленная база для успешного наращивания импортозамещения в судостроении. Важно, чтобы гигантские средства, направляемые сырьевыми компаниями в закупку флота, не исчезали из российской экономики безвозвратно, оседая на счетах иностранных производителей, а реинвестировались в модернизацию уже существующих и строительство новых производств и верфей.