По информации Известий государство готово вложить почти 1 млрд рублей в разработку лекарственных препаратов на основе зарубежных аналогов, которые будут производиться в России и заменят иностранную продукцию. Еще около 1 млрд рублей вложат потенциальные разработчики.

Координатором работ выступает Минпромторг — он и распоряжается бюджетными средствами. Объявлено шесть конкурсов — три по препаратам для лечения онкологических заболеваний и по одному — для лечения Т-клеточных лимфом, инфекций, вызванных стафилококками, и тромбозов. Стоимость государственного участия в разработках каждого лота составляет 147,9 млн рублей. Еще столько же должны вложить фармацевтические компании из собственных средств. Помимо разработки препарата победители конкурсов должны будут обеспечить его доклинические и клинические исследования. На работы над каждым препаратом дается около трех лет.

В Минпромторге отказались от комментариев, но участники рынка считают подобные конкурсы, которые проводятся в рамках реализации федеральной целевой программы «Фарма-2022», крайне полезными.

— Сегодня в условиях достаточно ограниченного внутреннего российского рынка и высоких регуляционных барьеров разработка лекарственных препаратов только за счет собственных средств становится экономически невыгодной, — отмечает Роман Иванов, вице-президент по развитию бизнеса биотехнологической компании «Биокад». — Поэтому такие экономические стимулы, которые действуют в рамках ФЦП, дают больше экономической целесообразности для российских компаний.

«Биокад» — активный участник конкурсов на разработку лекарственных препаратов, три конкурса Минпромторга компания выиграла, также на ее счету победа в конкурсе Минобрнауки.

Эксперт фармацевтического рынка Давид Мелик-Гусейнов считает, что для восстановления науки и инновационного развития в сфере фармацевтики в России сегодняшних инициатив со стороны государства недостаточно.

— Только программами по созданию тех или иных препаратов мы науку в полноценный вид не приведем. Чтобы разработки, которые финансируются государством, не легли в стол, а имели возможность к распространению, нужна заинтересованность бизнеса, — считает Мелик-Гусейнов.

А с этим у государства некоторые нестыковки. По словам Иванова, даже если разработчик готов запросить у государства гораздо меньшую сумму, его собственные вложения все равно останутся на уровне, указанном в условиях торгов.

— Например, мы имеем препарат высокой степени готовности, и на завершение работ нужно потратить не $100 млн, а $10 млн. Но если мы попросим $5 млн из бюджета, сами мы все равно должны будем вложить $50 млн. В итоге мы отстраняемся от участия в конкурсе, — отмечает Иванов. — Получается, что выигрывают компании, которые имеют меньший задел, а нужный импортозамещающий препарат будет вводиться не через год, а через два.

ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» была утверждена правительством в начале прошлого года. Ее цель — настроить нашу науку и фармацевтическую промышленность так, чтобы полностью заменить импорт в части стратегически значимых лекарств и медоборудования. Общая стоимость ФЦП составляет 188 млр