http://m001.bcm.ru/1954/6c70a2f6-2c05-4916-90b3-447158da308c.jpg
фото: news.bcm.ru

Корпорация представит на МАКС-2015 лазерные оптико-волоконные датчики, которые встраиваются в наиболее ответственные участки конструкции летательного аппарата и при их повреждении информируют об этом пилотов и техников.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) представит на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) инновационную технологию, позволяющую повысить безопасность самолетов и снизить их вес. Встраиваемые в композиционные материалы оптоволоконные датчики будут непрерывно следить за состоянием конструкции летательного аппарата и информировать техников и пилотов о всех возможных повреждениях, их месте, распространении и степени опасности.

«Еще на этапе изготовления тончайшие оптоволоконные нити вплетаются в углеводородную ткань. Датчики вмонтируются в наиболее ответственные участки конструкции», – цитирует ТАСС слова директора Научно-технического центра ОАК Владимира Каргопольцева.

Лазерные акустические датчики на основе оптоволокна позволят производить мониторинг агрегатов из композиционных материалов в течение всего жизненного цикла – от контроля за изготовлением конструкции на заводе до использования в небе и на аэродроме. Как уточнил Каргопольцев, они способны передавать данные на протяжении 20 лет эксплуатации самолета.

Представитель ОАК также рассказал, что использование лазерных оптико-волоконных датчиков в наиболее ответственных участках самолета позволит существенно сократить вес лайнера, поскольку многие детали из композитов изготавливаются с большим, чем нужно, «припуском»: конструкторы используют максимальное количество композиционных материалов там, где это не всегда необходимо. Это придает самолету десятки и даже сотни килограммов лишнего веса.

«Интеллектуальные материалы позволят добиться существенной – в сотни килограммов – экономии в весе самолета. Не потребуется наносить лишние слои углепластика там, где это не нужно, а безопасность повысят за счет постоянного мониторинга состояния конструкции», – сказал директор Научно-технического центра ОАК.

В свою очередь, научный руководитель Центра волоконной оптики РАН академик Евгений Дианов сообщил, что благодаря совместной работе специалистов из разных областей науки и производства уже создан первый образец интеллектуальной конструкции крыла с использованием этой технологии для новых отечественных самолетов.