фото: riasar.ru
Законопроектом предлагаются меры по повышению эффективности пресечения грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности, в том числе ведения «двойной бухгалтерии». Законопроект направлен на обеспечение реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - законопроект) внесен Минфином России.
Законопроект подготовлен во исполнение поручения Правительства, предусматривающего увеличение санкций за грубое нарушение правил ведения организациями бухгалтерского учета (ведение «двойной бухгалтерии», совершение неучтенных сделок, отражение несуществующих расходов и пассивов с ложным указанием их источников, использование поддельных документов и фальсификацию бухгалтерской отчетности, учетных записей, счетов и финансовых отчетов).
Информация, полученная при ведении бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерская (финансовая) отчетность, используется широким кругом пользователей для различных целей. Однако предусмотренные статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) административное наказание и состав административного правонарушения не являются эффективными, соразмерными и оказывающими сдерживающее воздействие в предотвращении грубого нарушения установленных законодательством требований к бухгалтерскому учету и не обеспечивают должную защиту прав и законных интересов граждан, организаций и государства на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики.
Это обусловлено рядом причин:
установленные санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трех тыс. рублей несоразмерны с уроном, который может быть нанесен пользователям недостоверных данных бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности;
состав административного правонарушения ограничен. Он не включает нарушения в бухгалтерском учете, которые могут стать инструментом сокрытия реального финансового положения, доходов и расходов организации, сокрытия других правонарушений, в том числе коррупционного характера;
незначительная разница между нижним и верхним пределами штрафных санкций, отсутствие санкций за повторное совершение административного правонарушения не позволяют индивидуализировать административную ответственность и в соответствии с установленными статьей 4.1 КоАП общими правилами назначения административного наказания учесть характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Законопроектом предлагается увеличить размеры штрафных санкций, которые не пересматривались с начала действия статьи 15.11 КоАП, то есть с 1 июля 2002 года, предусмотрев их в пределах от пяти до десяти тысяч рублей. За повторное совершение административного правонарушения законопроектом предлагается установить административное наказание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати тыс. рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Также законопроектом дополняется состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством о бухгалтерском учете (регистрация не имевших место фактов хозяйственной жизни, мнимых, притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета и другие). Понятие «мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета» содержится в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон). Кроме того, законопроектом устанавливается ответственность за отсутствие документов бухгалтерского учета, подлежащих хранению в соответствии с требованиями Федерального закона.
Учитывая периодичность проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.11 КоАП, в статью 4.5 КоАП вносятся изменения, устанавливающие срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, равного двум годам со дня совершения административного правонарушения (в настоящее время этот срок составляет три месяца).
Кроме того в КоАП вносятся терминологические уточнения в соответствии с терминологией Федерального закона.
Законопроект обеспечивает выполнение международных обязательств России как участника международных актов по противодействию коррупции, в частности, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 года, к которой Российская Федерация присоединилась в соответствии с Федеральным законом от 1 февраля 2012 года № 3-ФЗ.
Реализация законопроекта не приведет к избыточному ограничению прав и интересов привлекаемых к административной ответственности должностных лиц. Это обусловлено тем, что законопроект содержит нормы, позволяющие индивидуализировать административное наказание в соответствии с общими принципами назначения административного наказания, а также сохраняет положения действующей редакции статьи 15.11 КоАП в части освобождения должностных лиц от административной ответственности в случае представления в установленном порядке уточненной налоговой декларации и исправления в установленном порядке ошибки в бухгалтерском учете.
Принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию административного законодательства, повышению эффективности пресечения грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой)отчетности, обеспечению реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности.