фото: gazgroup.ru
«Группа ГАЗ», входящая в состав одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент», представила обновленный логотип бренда ГАЗ для техники флагманского поколения NEXT. Логотип отражает современный уровень новых разработок и производственных технологий компании, продолжая развитие легендарной марки Горьковского автозавода. Кроме того, компания приняла стратегическое решение о масштабном изменении бренд-стратегии: бренд ГАЗ в обновленном виде станет товарным знаком не только для техники производства Горьковского автозавода, но будет распространен и на новую линейку автобусных предприятий «Группы ГАЗ».
«Группа ГАЗ» представила обновленный логотип бренда ГАЗ для легких и среднетоннажных коммерческих автомобилей семейства NEXT. Новая визуализация бренда ГАЗ отражает современную стратегию компании, направленную на развитие модельного ряда, применение современных технологий мирового автомобилестроения, сохранение лидерства на российском рынке и развитие экспортного потенциала.
Графическое решение знака стало более лаконичным и прогрессивным. Строгие линии и выверенные пропорции знака соотносятся с дизайном новых автомобилей, которые разрабатывает и выпускает компания. С исключением графических элементов – зубцов стены, аббревиатуры ГАЗ и разбивавшей знак на две части горизонтальной полосы, на передний план выходит исторический бренд-персонаж ГАЗа «Бегущий олень». Фигура оленя, присутствующая на знаке с 1949 года, теперь выполнена в объеме, линии контуров стали более динамичными и характерными, хромированный эффект фигуры на черном фоне придает знаку реалистичность и выразительность. В работе по обновлению знака соединились бережное отношение к традициям, которые формировались на протяжении истории бренда, и современные тенденции в дизайне международных автомобильных брендов.
Кроме того, компания приняла стратегическое решение о распространении бренда ГАЗ на автобусную линейку предприятий, входящих в «Группу ГАЗ»: «Бегущий олень» станет символом новых моделей Павловского, Ликинского и Курганского автобусных заводов. Изменение бренд-стратегии «Группы ГАЗ» направлено на усиление синергетического эффекта между продуктовыми направлениями компании. Сейчас новые конструкторские разработки «Группы ГАЗ» ведутся на основе модульного принципа с максимальной унификацией по основным узлам и агрегатам для всех видов выпускаемой техники. Одним из ярких примеров такой синергии является новейшая разработка компании – автобус «Вектор NEXT» на шасси «ГАЗона NEXT». Применение единого бренда для новых автобусов стало естественным шагом, последовавшим за унификацией линеек техники. Бренд ГАЗ, под которым консолидируется автобусная линейка, является 100-процентно узнаваемым в России, воспринимается за рубежом как символ всей компании и благодаря проведенному за последние годы масштабному обновлению предприятия и модельного ряда значительно повысил свою ценность.
В этом году под знаком ГАЗ начнется выпуск всех новых моделей Горьковского автозавода, а также низкопольных городских и туристических автобусов производства Ликинского автобусного завода и всей серии автобусов «Вектор» Павловского автобусного завода. Позднее бренд ГАЗ станет товарным знаком и для новых разработок Курганского автобусного завода, которые начнут выпускаться после прохождения сертификации. Бренды ПАЗ, ЛИАЗ и КАВЗ сохранятся на существующем модельном ряде до того момента, когда их заменят в рынке новые модели.
Помимо товарного знака компания обновила корпоративный логотип Горьковского автозавода, который будет интегрирован во все коммуникации с потребителями, партнерами, сотрудниками для создания единого визуального представления о ценности бренда. На корпоративном логотипе присутствует изображение «Бегущего оленя» – имитация его объемной фигурки с обновленного логотипа бренда ГАЗ. Аббревиатура ГАЗ выполнена специально разработанным современным шрифтом, в котором сохранен узнаваемый оригинальный характер букв исторического символа Горьковского автозавода.
Вадим Сорокин, Президент «Группы ГАЗ»:
– ГАЗ – это легендарная марка, в которой сочетаются сильные традиции и высокий потенциал развития. Сегодня, когда мы создали новый модельный ряд и на равных конкурируем с мировыми автопроизводителями, бренд должен отражать эти изменения и доносить до потребителя единые ценности компании. Мы уверены, что обновление знака и консолидация автобусной линейки под брендом ГАЗ будет способствовать успешному продвижению новых моделей в России и на мировых рынках.
Основные этапы развития знака ГАЗ
Первые эмблемы продукции ГАЗа были разными для каждой модели автомобиля, чаще всего в них присутствовали начальные буквы слов из названия завода. Появление оленя на эмблеме Горьковского автомобильного связано с именем основоположника отечественного автомобильного дизайна Юрия Долматовского, художника-конструктора, автора многих книг автомобильной тематики. Являясь членом техсоветов всех автозаводов страны и художественно-конструкторского совета при Министерстве автомобильной промышленности, он активно отстаивал идею о том, что на эмблеме каждого автомобильного завода страны должно присутствовать изображение символа региона, где расположен конкретный завод. На нижегородском гербе изображен олень, который стал неотъемлемой частью и эмблемы ГАЗа.
Развитие геральдической темы для Горьковского автозавода началось с 1949 года, когда впервые на автомобилях ГАЗ-12 ЗИМ появляется эмблема с изображением оленя в том виде, каким он присутствовал на гербе Нижегородской губернии дореволюционной России.
Кроме того, на опытных образцах автомобиля ЗИМ был применен каплеобразный маскот с фигуркой «Летящего оленя» с необычными витыми рогами. На серийных автомобилях ГАЗ-12 ЗИМ эти олени не появились, но тема была продолжена при создании автомобиля ГАЗ-21 «Волга».
Главный конструктор Горьковского автозавода в те годы Андрей Липгарт показывает новую фигурку оленя классику советской скульптурной школы Вере Мухиной. С ее одобрения «Летящий олень» появляется на серийных автомобилях ГАЗ-21 «Волга» с 1956 года и становится символом автомобиля. До 1959 года с накапотной фигуркой выпускались все «Волги», затем от них отказались с целью снижения себестоимости и травмоопасности при ДТП.
С 1956 года на «Волге» ГАЗ-21 под объемной фигуркой располагается и эмблема с изображением оленя, пока еще статичного, как на серийных автомобилях ГАЗ-12 ЗИМ.
Товарный знак «Бегущий олень» в щите с зубцами стены нижегородского кремля появляется впервые на серийных автомобилях ГАЗ-13 «Чайка» в 1959 году, а потом в 1962 году – на серийных автомобилях ГАЗ-21 «Волга» третьего выпуска.
В 1986 году знак «Бегущий олень» приобретает форму, которая на протяжении последующих лет являлась символом Горьковского автозавода. С начала 90-х годов эмблема становится единой и для завода, и для каждой его модели, включая грузовые автомобили.
В 1997 году знак был зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков, в 2004 году знак «Бегущий олень» приобрел в РФ самый высокий статус, который только может иметь товарный знак, – он был признан общеизвестным знаком. Горьковский автомобильный завод стал первым предприятием из автомобильных отечественных и зарубежных заводов на территории РФ, который приобрел статус общеизвестности для своего бренда.
Изменения, внесенные в знак в 2015 году, позволили сделать изображение лаконичным, более цельным и выразительным. Знак планируется использовать как на новой продукции Горьковского автомобильного завода, так и на новых моделях автобусных предприятий «Группы ГАЗ», крупнейшего в России автомобилестроительного холдинга.