http://conferenza.ru/image.jpg
фото: kzjtjahhe.changeip.org

Законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество» предлагается исключить возможность доступа третьих лиц, кроме государственных органов, к персональным данным правообладателей недвижимого имущества без их согласия. При этом предусматривается возможность предоставления персональных данных правообладателей участникам рынка недвижимости в целях защиты в судебном порядке своих прав и законных интересов. Предлагаемый механизм защиты персональных данных направлен на защиту прав и свобод граждан, предусмотренных статьями 22 и 23 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Реестр), являются общедоступными и предоставляются по запросам любых лиц.

Соответствующая выписка из Реестра содержит не только описание объекта недвижимости, точный адрес его места нахождения и ограничения (обременения) прав на него, но и информацию о конкретном правообладателе такого объекта с указанием его персональных данных.

Как свидетельствует правоприменительная практика, такой механизм во многом перестал отвечать целям, для которых он создавался.

Режим открытого доступа к сведениям о принадлежности отдельных объектов недвижимости и личности их правообладателя изначально был рассчитан на обеспечение юридической чистоты и прозрачности гражданско-правовых сделок с недвижимостью, гарантируя действие принципа публичности в правовом регулировании и реализации вещных прав.

Однако практика применения этих законодательных положений выявила складывающуюся тенденцию криминогенной систематизации сведений о правообладателях, принадлежащих им объектах недвижимости, что в сопоставлении с данными, полученными из других источников, используется в противоправных действиях, направленных на подготовку и совершение преступлений, других правонарушений, связанных с распространением и использованием сведений о гражданах и принадлежащем им имуществе.

Всё чаще целью запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Реестре, становится не объект недвижимости, а персональные данные его правообладателя.

Общедоступность Реестра позволяет на законных основаниях формировать альтернативные базы данных, в том числе для их использования в коммерческих целях, накапливать в них достоверную информацию и постоянно актуализировать её, подменяя тем самым функции государственных органов.

В дальнейшем такая информация может использоваться в преступных целях.

Аналогичная ситуация складывается при обращении к сведениям, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, различных реестрах, предусмотренных российским законодательством.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее – законопроект) предусмотрен механизм защиты персональных данных при предоставлении информации из государственных реестров, направленный на защиту прав и свобод граждан, предусмотренных статьями 22 и 23 Конституции Российской Федерации.

Предлагаемые законопроектом изменения действующих норм направлены на исключение возможности доступа третьих лиц, кроме государственных органов, к персональным данным правообладателей недвижимого имущества без их согласия при получении выписок из соответствующих реестров.

При этом законопроектом предусматривается возможность предоставления персональных данных правообладателей участникам рынка недвижимости в целях защиты в судебном порядке своих нарушенных прав и законных интересов.

Законопроект направлен на обеспечение защиты персональных данных граждан России, прав и законных интересов правообладателей недвижимости.

Законопроект согласован Минэкономразвития России с техническими замечаниями.