Депутаты Госдумы предлагают перестать вводить людей в заблуждение по поводу лечебных свойств биологически активных добавок (БАДов) и запретить их рекламу на радио, телевидении и в печатных СМИ.
Соответствующие поправки предлагается внести в закон "О рекламе".
Исключение могут сделать лишь для медицинских и фармацевтических изданий, специализированных выставок и конференций. И то с оговоркой - реклама не должна создавать впечатление, что БАД обладает лечебными свойствами и содержать благодарности в связи с применением биодобавок.
Как отмечают эксперты, рынок БАДов в России - это многомиллиардный, слабо поддающийся контролю бизнес. Его успех основывается на том, что потребителей как раз вводят в заблуждение о лечебных свойствах добавок.
Как правило, в нарушение законодательства, их позиционируют как препараты, превышающие лекарства по своей эффективности.
"Конечно, это неправда, - комментирует "РГ" законопроект член Общественной палаты Лилия Кичикова. - Я как врач убеждена, что массовая реклама БАДов крайне опасна".
Она добавила, что когда обсуждались законы об обращении лекарственных средств и об основах охраны здоровья граждан, ставился вопрос вообще о запрете БАДов в России. Но в итоге пришли к выводу, что не стоит принимать столь кардинальное решение.
А вот ограничить рекламу БАДов и позволить доводить ее лишь для профессионального сообщества, людей, которые смогут отделить зерна от плевел - это было бы правильно.
БАД - это добавка к пище, которая не может обладать лечебными свойствами. И если люди под действием рекламы отказываются от лекарств, прописанных врачом, заменяя их БАДами, они наносят вред здоровью.
Если "добавка" действительно оказывает лечебное воздействие - это означает, что под ее видом продается лекарство, которое не проходило клинических испытаний, не зарегистрировано и его состав не известен, а значит, может привести к тяжелым формам интоксикации или даже летальному исходу, утверждают эксперты.
Большую популярность в народе БАДы получили благодаря масштабной рекламе по радио и телевидению, особенно это касается центральных каналов.
Впрочем, есть еще одно мнение - если рекламу БАДов запретят, это ударит по рекламному рынку, и ряд СМИ потеряют существенную долю доходов.
"Это странная позиция, - считает Лилия Кичикова, - поскольку в первую очередь государство должно думать о здоровье людей, а не о благосостоянии СМИ и тех, кто пищевые добавки распространяет".