фото: srb62.ru
Распоряжения от 10 ноября 2015 года №2278-р, №2277-р. Законопроектами предлагается установить уголовную ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно быть произведено взыскание недоимки (задолженности) не только по налогам и сборам, но и по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Предлагаемые меры позволят защитить права наёмных работников на социальное обеспечение, но не затронут интересы предпринимателей, не имеющих намерения ввести в заблуждение контролирующие органы. Предлагаемые законопроектами меры ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов будут действенным правовым механизмом, позволяющим эффективно защитить фискальные интересы государства, и не позволят привлечь к уголовной ответственности лиц, допустивших правонарушения, не причинившие значительного ущерба бюджетной системе.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» подготовлены Минюстом во исполнение перечня поручений Президента России по итогам заседания Госсовета 4 октября 2013 года (№Пр-2451ГС от 20 октября 2013 года).
Федеральным законом от 24 июля 2009 года №213-ФЗ с 1 января 2010 года отменён единый социальный налог. В настоящее время российским законодательством предусмотрен институт страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС), которые не относятся к налоговым платежам, в связи с чем они оказались исключёнными из сферы правового регулирования статей 198–1992 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК).
До введения единого социального налога эти фискальные платежи также производились в форме страховых взносов. С введением единого социального налога и отменой страховых взносов необходимость специально оговаривать эти платежи в нормах УК утрачена.
Поскольку страховые взносы не относятся к налоговым платежам, законодательство о страховых взносах относит администрирование и контроль за их уплатой к компетенции ПФР и органов ФСС.
В связи с этим проектом федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» предлагается внести изменения в статью 1992 УК, предусматривающие ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно быть произведено взыскание недоимки (задолженности) не только по налогам и сборам, но также и (или) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
Учитывая, что уголовная ответственность по статье 1993 УК наступает при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм таких взносов, законопроектом предлагается установить крупный размер как сумму, составляющую более 600 тыс. рублей за период в пределах трёх финансовых лет подряд, либо превышающую 1,8 млн рублей.
Соответственно сумма особо крупного размера в статье 1993 УК должна превышать 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов и составлять более 3 млн рублей в пределах трёх финансовых лет подряд либо превышать 9 млн рублей неуплаченных страховых взносов.
Для целей статьи 1994 УК размер крупного ущерба составляет более 2 млн рублей за три финансовых года подряд при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов либо превышает 6 млн рублей. Особо крупным размером ущерба признаётся сумма, составляющая за период в пределах трёх финансовых лет подряд более 10 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышает 30 млн рублей.
Соответствующие изменения также вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК).
В статье 144 УПК регламентируется порядок рассмотрения сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 1993–1994 УК, а также механизм направления таких материалов в органы контроля за уплатой страховых взносов.
Учитывая пороговые значения крупного и особо крупного размеров, предусмотренных статьями 1993 и 1994 УК, предлагаемые меры позволят защитить права наёмных работников на социальное обеспечение, в то же время не затронут интересы предпринимателей, не имеющих намерения ввести в заблуждение контролирующие органы.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» предлагается изложить в новой редакции абзац одиннадцатый пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Предусмотрено привлечение к административной и уголовной ответственности за нарушения требований этого Федерального закона в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом.
Также вносятся изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», в соответствии с которыми на полицию возлагается обязанность направлять материалы в налоговый орган либо в орган контроля за уплатой страховых взносов для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесённых российским законодательством к полномочиям налоговых органов, органов контроля за уплатой страховых взносов.
В связи с этим предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», направленные на создание механизма взаимодействия между органами контроля за уплатой страховых взносов и правоохранительными органами.
Кроме того, предусмотрено участие органов внутренних дел по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов в проводимых ими выездных проверках.
Предлагаемые законопроектами меры ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов будут действенным правовым механизмом, позволяющим эффективно защитить фискальные интересы государства, и не позволят привлечь к уголовной ответственности лиц, допустивших правонарушения, не причинившие значительного ущерба бюджетной системе.