фото: family.neopics.ru
Законопроект подготовлен во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Законопроектом предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях изменения, направленные на решение вопроса о продолжении исполнения ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания в случае отмены законом административной ответственности за административное правонарушение при одновременном введении уголовной ответственности за то же деяние.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 24.5 и 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект) подготовлен Минюстом во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 года №20-П (далее – Постановление №20-П).
Постановлением №20-П положение пункта 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 15 (части 1 и 2) и 54, в той мере, в какой оно предполагает прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, если отмена законом административной ответственности за административное правонарушение одновременно сопровождается введением уголовной ответственности за то же деяние.
В Постановлении №20-П указано, что криминализация федеральным законодателем деяний, ранее признаваемых административными правонарушениями, представляет собой ужесточение публично-правовой ответственности за их совершение, проявляющееся в повышенной строгости уголовных санкций по сравнению с административными санкциями, большей степени ограничения прав при применении уголовно-правового института судимости по сравнению с институтом административной наказанности. Отмена законом административной ответственности за определённое деяние с одновременным переводом такого деяния под действие Уголовного кодекса означает, что законодатель не только продолжает оценивать это деяние как правонарушающее, но и считает возросшей степень его общественной опасности.
Соответственно, применительно к вопросу о возможном прекращении на основании пункта 2 статьи 31.7 КоАП в подобных случаях исполнения вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания отмена административной ответственности за конкретное деяние с его одновременной криминализацией по своим правовым последствиям от ужесточения административной ответственности за административное правонарушение принципиально не отличается: и в том и в другом случае для прекращения исполнения судебного постановления нет оснований.
Такой вывод базируется, в частности, на вытекающих из конституционных принципов справедливости и равенства требованиях неотвратимости ответственности за совершённое правонарушение, а также определённости, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в общей системе правового регулирования.
В целях реализации Постановления №20-П законопроектом предлагается внести в пункт 2 статьи 31.7 КоАП изменения, направленные на решение вопроса о продолжении исполнения ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания в случае отмены законом административной ответственности за административное правонарушение при одновременном введении уголовной ответственности за то же деяние.
Кроме того, правовая позиция, изложенная в Постановлении №20-П, предполагает внесение аналогичных изменений и в пункт 5 части 1 статьи 24.5 КоАП. Исключается прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отменой или признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность, в случае введения уголовной ответственности за то же деяние.