Торговцам, продающим некачественные товары, грозит разорение. Штрафы для них могут вырасти больше чем в десять раз и составить 400-700 тысяч рублей.

Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) планируются к рассмотрению Госдумой в первом чтении уже на следующей неделе.

Введение жестких санкций является просто необходимым, считают их авторы. По данным Роспотребнадзора, около 50 процентов реализуемых в стране товаров не соответствует нормам безопасности и качества, сообщается в пояснительной записке к проекту закона.

Но нынешние нормы ответственности не могут урезонить недобросовестных торговцев. Размер действующих штрафов "ничтожен и не может стать сдерживающим фактором для продавцов, получающих сверхприбыли от продажи просроченных и опасных для жизни и здоровья товаров", пишут авторы законопроекта.

Штрафы за продажу некачественных товаров, кстати, повышались совсем недавно, летом прошлого года. За продажу некачественных товаров верхняя "планка" штрафа для физических лиц - 2,5 тысячи рублей, для юридических лиц - 50 тысяч рублей. Но по максимуму продавцов штрафуют только в том случае, если обнаружено повторное нарушение в течение года. А для тех, кто попался впервые, этот порог ниже.

Авторы законопроекта предлагают поднять штрафы для недобросовестных продавцов-граждан до 3-4 тысяч рублей, для предприятий - до 200-300 тысяч рублей. Но если продажа некачественных товаров и услуг создает опасность жизни и здоровью людей, то наказание может быть еще строже. Физических лиц предлагается штрафовать на 4-5 тысяч рублей, юридических лиц - на 400-700 тысяч рублей. При этом авторы ссылаются на международный опыт. Так, в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тысяч евро (то есть около 800 тысяч рублей). А в отдельных случаях недобросовестные европейские продавцы могут заплатить и несколько сотен тысяч евро. Кроме того, в ЕС недобросовестные предприниматели, если будет обнаружен факт продажи недоброкачественной продукции, рискуют потерять бизнес. Если в магазине найдут просроченный товар, торговую точку закроют. А ее владельцу запретят впредь продавать продукты питания.

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) ужесточение ответственности для недобросовестных продавцов поддерживает, говорит председатель правления этой организации Дмитрий Янин. В последние годы, напоминает он, у нас в стране было существенно либерализовано законодательство для бизнеса. Обязательную сертификацию для значительной части товаров заменили на декларирование соответствия качества. Стало меньше лицензируемых видов деятельности. Сокращено количество проверок для малого и среднего бизнеса - теперь плановые проверки проводятся не чаще чем раз в три года. "Либерализация - это хорошо, - говорит Янин. - Но предприниматели должны нести серьезный риск в том случае, если они нарушают действующие нормы. А сейчас этого нет". Нынешние размеры штрафов Янин считает незначительными для предпринимателей и несоразмерными тому вреду, который может принести продажа некачественной продукции.

Однако борьба с продавцами просроченной продукции - это латание дыр, говорит эксперт рынка Ирина Канунникова. И просто увеличением штрафов проблему не решить. Дело ведь не только в том, что недобросовестные продавцы обманывают покупателей, подсовывая им товары с истекшим сроком годности. Но и в том, что у нас на рынке просто мало действительно хороших товаров. Причем в этой цепочке участвуют не только ритэйлеры, но и производители, дистрибьюторы, поясняет Канунникова. Они тоже должны нести солидарную ответственность, нельзя делать "стрелочниками" продавцов. Люди стали более экономными, продавцы стремятся купить у производителей товар подешевле, уходят в низкие цены. А поставщики, в свою очередь, всячески экономят на рецептуре. Надо вырабатывать стандарты качества продукции в разных ценовых категориях, вводить отраслевые нормативы в зависимости от изменения технологии, рекомендует Канунникова. Между прочим, по пути ужесточения наказания для производителей некачественной продукции намерены двигаться наши ближайшие соседи по СНГ. На Украине и в Азербайджане для них обсуждается введение уголовной ответственности.

Дмитрий Янин полагает, что государство должно уделять больше внимания проведению независимой общественной экспертизы качества товаров. Такие формы контроля, рассказывает он, распространены в европейских странах: независимые эксперты делают закупки товаров, проверяют их в лабораториях и потом информируют общественность о результатах. В нашей стране такие наработки тоже существуют, но делается все это несистематически, и экспертам нужна поддержка государства. Сложно добиться и внеплановой проверки торговой "точки" или предприятия общепита малого и среднего бизнеса, для чего нужна санкция прокуратуры, сетует Янин. "Санкции вводятся лишь тогда, когда обнаруживаются вопиющие нарушения", - говорит он.

rg.ru/