фото: nebel.beon.ru
Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит установить уполномоченному федеральному органу исполнительной власти возможность учёта фактических затрат, понесённых причинителем вреда в процессе устранения допущенного нарушения и его последствий, при определении размера возмещения вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации» внесён Минприроды во исполнение постановления Конституционного Суда от 2 июня 2015 года №12-П (далее – Постановление №12-П).
Конституционный Суд 2 июня 2015 года в решении по делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса и положений постановления Правительства от 8 мая 2007 года №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой ООО «Заполярнефть» постановил признать положения части 2 статьи 99 Лесного кодекса и отдельные положения этого Постановления Правительства не соответствующими Конституции Российской Федерации в силу того, что они не обеспечивают учёта фактических затрат, понесённых причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов.
В целях устранения неопределённости нормативного содержания положений части 2 статьи 99 Лесного кодекса законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в редакцию этой статьи.
Концепцией законопроекта предусмотрено нормативное закрепление следующих обязанностей лица, нарушившего требования лесного законодательства:
- устранение допущенного нарушения (прекращение действия, бездействия, непосредственно нарушающего требования лесного законодательства);
- устранение последствий такого нарушения (в первую очередь факторов, продолжающих оказывать негативное воздействие на элементы окружающей среды после прекращения противоправного деяния);
- возмещение причинённого вреда (тех негативных последствий, которые находятся в непосредственной связи с допущенным правонарушением и проявляются как в виде экологического ущерба отдельным компонентам экологической системы либо экологической системе в целом, так и в виде убытков (ущерба и упущенной выгоды), которые собственник природного ресурса как имущества вынужден нести в результате такого нарушения).
Аналогичные нормы содержатся в водном законодательстве. Таким образом, будет сохранён общий подход в регулировании соответствующих отношений Лесным кодексом и Водным кодексом.
Принятие законопроекта позволит установить возможность учёта фактических затрат, понесённых причинителем вреда в процессе устранения допущенного нарушения и его последствий, при определении размера возмещения вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда.