http://educationadvisor.ru/upload/iblock/479/479250e2556f0b563500d0c9462fe551.jpg
фото: naslednick.ru

Специалисты Национального исследовательского ядерного университета МИФИ создали образцы защитных покрытий, повышающих надежность и безопасность ядерного топлива атомных электростанций, и которые могут применяться также в авиации, машиностроении и медицине, сообщила пресс-служба вуза.

В мире в настоящее время активно идут работы по созданию устойчивого к авариям так называемого толерантного топлива (accident tolerant fuel). Стимулом к этому стала авария на японской АЭС "Фукусима-1" в 2011 году. Тогда после цунами, вызванного мощным землетрясением, обесточились энергоблоки станции, прекратилась подача охлаждающей воды в активные зоны их реакторов, произошел перегрев ядерного топлива. В результате повышения температуры циркониевых оболочек тепловыделяющих элементов (твэлов) возникла так называемая пароциркониевая реакция, сопровождавшаяся выделением дополнительного большого количества тепла и разрушением твэлов.

Практически сразу после этой аварии в странах с развитой атомной энергетикой активизировались разработки по предотвращению возможности возникновения пароциркониевой реакции. Один из путей решения этой проблемы – нанесение на поверхность циркониевых оболочек твэлов защитных покрытий.

"Перед нами была поставлена задача – разработать покрытия, защищающие циркониевые компоненты и повышающие их работоспособность не только в нормальных условиях эксплуатации, но и в аварийных ситуациях, в том числе
с возникновением пароциркониевой реакции", – отметила главный специалист Института промышленных ядерных технологий МИФИ Светлана Иванова, слова которой цитируются в сообщении.

Специалисты МИФИ разработали покрытия, защищающие конструкционные элементы ядерного топлива от коррозии, которая способствует развитию пароциркониевой реакции.

"Коррозийная стойкость образцов после нанесения разработанных защитных покрытий, повысилась в 2-7 раз", – отметил Иванова. Это означает, что в случае аварии с потерей теплоносителя во столько же раз снизится температура протекания пароциркониевой реакции, что создаст более щадящие условия для ядерного топлива.

Как отмечается в сообщении, созданные учеными МИФИ покрытия могут быть также применены в других областях – в медицине, авиации, машиностроении.