К концу года Минтранс рассчитывает совместно с другими ведомствами разработать документ, в котором будет определен четкий перечень предметов и веществ, запрещенных к перевозке в различных видах транспорта.

В документе будут учтены не только нормы безопасности, но и потребности пассажиров. Об этом заявил заместитель директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса РФ Геннадий Денисюк в ходе "круглого стола" "Технологии или человек: кто надежнее защитит пассажира?", прошедшего 6 июня в пресс-центре газеты "Московский Комсомолец". "Нам известно, что нельзя перевозить в самолете: перечень запрещенных к авиаперевозке вещей существует давно. Но что необходимо изымать у пассажиров автобусов, электричек, метро? Как одновременно усилить безопасность людей и не создать им дополнительных проблем? Здесь нам не хватает нормативной базы. Пока этот вопрос не будет решен, эффективность внедряемых досмотровых пунктов будет неполной", - заявил Денисюк.

Что же касается собственно новейших технологий, то они активно внедряются на транспортных объектах в рамках действующей сейчас Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, подчеркнул Денисюк. Это и системы интеллектуального видеонаблюдения, и новейшая досмотровая техника, и системы периметровой защиты, например, аэропортов. Средства в рамках Комплексной программы выделяются существенные – более 46 млрд рублей. Минтранс как координатор реализации Программы исходит из того, что эти средства должны быть использованы самым эффективным образом – на внедрение толькое тех средств, которые действительно повышают уровень безопасности, не создавая при этом лишних помех для пассажиров.

"Мы не хотим, чтобы у нас была страна тотального досмотра", - заявил Денисюк.

"Техника сейчас на таком уровне, что может частично взять на себя функции, которые раньше выполняли люди, и ее возможности расширяются. Появляется много технических новинок, которые мы можем видеть на выставках. Но во-первых, появление и внедрение – не одно и то же. Во-вторых, как экс-сотрудник ФСБ могу сказать, что как бы хорошо не работала техника, она никогда не заменит человека, в частности – работу с агентурой", -- заявил в ходе "круглого стола" заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов.

Чего сейчас больше всего не хватает в сфере транспортной безопасности? На этот вопрос гендиректора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева каждый из участников "круглого стола" ответил по своему. По мнению Геннадия Денисюка, необходима более активная позиция самых пассажиров – в идеале они должны стать главным союзником транспортников в борьбе за безопасность. При этом, как отметил представитель Минтранса, граждане уже сейчас стали чаще предупреждать правоохранительные органы и службы безопасности транспортных объектов о нештатных ситуациях, например, о тех же бесхозных сумках.

Главный редактор журнала "Транспортная безопасность и технологии" Сергей Груздь среди важнейших проблем отметил спорные моменты в разделении зон ответственности в сфере безопасности.. Вторая проблема, которую он отметил – утечка разработок российских ученых в сфере транспортной безопасности за рубеж. Директор Института комплексной безопасности при Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) Петр Токарев считает, что важным шагом в обеспечении безопасности пассажиров стало бы расширение статей в бюджетах различного уровня на постоянную подготовку и обучение лиц, отвечающих за транспортную безопасность.

Вывод, который можно сделать из выступлений участников конференции, прост. Техника – хороший помощник. Но без профессионалов в сфере безопасности и готовности пассажиров к сотрудничеству с транспортниками и правоохранительными органами ей нашей безопасности не обеспечить.

Справка

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением правительства от 30 июля 2010 года. Ее цель - защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на транспорте, в том числе террористической направленности. На финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей. На реализацию Программы в 2011 году были направлены средства федерального бюджета в объеме 11 256,4 млн рублей.



mashportal.ru