фото: minpromtorg.gov.ru
В Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) в рамках европейского проекта ESPOSA (Efficient Systems and Propulsion for Small Aircraft) проходят испытания турбовинтовые двигатели, предназначенные для установки на летательные аппараты авиации общего назначения (с количеством пассажиров – пять – девять человек).
Проект ESPOSA, входящий в седьмую европейскую рамочную программу и стартовавший в 2011 году, направлен на развитие возможностей европейских производителей малоразмерных двигателей создавать и использовать экономически выгодные и экологически приемлемые силовые установки и системы летательных аппаратов с минимизацией эксплуатационных расходов при одновременном повышении уровня безопасности.
В проекте задействованы авиационные фирмы, университеты, научно-исследовательские институты из 18 стран.
Спектр выполняемых работ включает в себя:
разработку и интеграцию ключевых технологий для ряда малоразмерных ГТД и связанных с ними систем с целью обеспечения производителей самолетов улучшенным набором современных силовых установок и повышения уровня их готовности к интеграции в самолет;
повышение характеристик ключевых элементов двигателя с помощью новых систем контроля двигателя, мониторинга рабочего состояния и интегрированных систем;
взаимодействие силовой установки и планера с учетом конфигурации самолета.
В рамках проекта ESPOSA специалисты ЦИАМ:
исследовали тепловое состояние перспективного центробежного компрессора с оптимизацией его выходной системы и системы измерения зазоров;
выполнили нестационарные 3D-расчеты вязкого течения в малой охлаждаемой ТВД, численную CFD-оптимизацию межтурбинного канала, верификацию CFD-расчетов по результатам испытаний линейной решетки профилей лопаток и малоразмерной турбины;
выполнили проектирование, численное моделирование и изготовление воздушной форсунки камеры сгорания (КС) двигателя малой мощности и испытательных стендов для сектора RQL КС и полной круговой JETISandRQL КС, а также проверку спроектированной КС в условиях эксплуатации двигателя;
провели испытания с имитацией высотно-скоростных условий базового двигателя ВЕ1 мощностью 240 л. с., разработанного фирмой PBS (Чехия) и предназначенного для использования на летательных аппаратах, производимых фирмами Evektor (Чехия) и Marganski & Myslowski (Польша).
На данном (заключительном) этапе работ в термобарокамере высотного стенда ЦИАМ проводятся испытания базового двигателя ВЕ2 мощностью 650 л. с., разработанного ГП «Ивченко-Прогресс» (Украина). Цель испытаний – определение основных данных и высотно-скоростных характеристик двигателя, проверка работоспособности систем автоматического управления и смазки, оценка пусковых свойств и газодинамической устойчивости двигателя, проверка отсутствия вибрационного горения в камере сгорания. Двигатель ВЕ2 предполагается использовать на летательных аппаратах, производимых фирмами Evektor (Чехия), Grob Aircraft (Германия), Marganski & Myslowski (Польша), Winner Helicopter (Австрия), ILOT (Польша), Piaggio (Италия), участвующими в проекте ESPOSA.