фото: militaryparitet.com
Первые образцы радаров нового поколения с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) выпущены на Рязанском приборном заводе. Наличие этого элемента в конструкции истребителя является одним из главных признаков его принадлежности к пятому поколению авиационной техники.
На сегодня изготовлено 11 комплектов АФАР. Три из них проходят испытания в составе бортового оборудования истребителей Т-50, пишут «Известия».
«Традиционный локатор – это антенна, приемник, передатчик, – пояснил изданию главный конструктор Научно-исследовательского института приборостроения имени В.В. Тихомирова (НИИПТ), где создавался радар, Анатолий Синани. – В АФАР приемник, передатчик и антенна – единое целое, объединенное в микромодулях. То есть каждая маленькая ячейка, а их тысячи, содержит в себе передатчик и приемник. В антенну «сливается» вся высокочастотная часть локатора. И если раньше, например, вышел из строя передатчик, то самолет становился слепым. А у АФАР могут быть поражены одна-две ячейки, десяток, сотня, остальные продолжают работать. Антенное поле Т-50 – это около 2 тыс. таких ячеек».
Истребитель имеет фронтальную и две боковые антенны, работающие в Х-диапазоне, а также еще две дополнительные антенны на основе АФАР в L-диапазоне в передних кромках крыла. В результате сектор обзора радара ПАК ФА превышает 200 градусов. Новый локатор может сканировать пространство, в доли секунды перемещая луч, селектировать цели, наводить на них оружие, работать как средство радиоэлектронного противодействия.
Одним из самых сложных вопросов при создании АФАР до последнего времени был переход на новый технологический уровень производства, на монолитные СВЧ-модули на основе арсенида галлия. Разработка структуры для них выполнена под руководством академика Жореса Алфёрова.
«Начало производства радаров на основе активных фазированных антенных решеток – это переход в новое измерение или, если хотите, мир, – подчеркнул главный конструктор НИИПТ. – Это решение сложнейшей задачи перехода от кремниевой электроники к гетероструктурам и монолитным СВЧ-микросхемам на основе арсенида галлия, позволяющим объединять в себе несколько ранее самостоятельных приборов. Появление АФАР позволяет реализовать идею сетецентрического ведения боевых действий, когда истребитель становится командным пунктом для наземных войск, систем ПВО, а также группы истребителей».
В модернизацию Рязанского приборного завода под производство АФАР было вложено 6 млрд рублей. Также была проведена модернизация производства на фрязинском предприятии «Исток».
«На сегодня «Исток» уже произвел 25 тыс. приемо-передающих модулей с заданными характеристиками, – сообщил Анатолий Синани. – У нас есть новая промышленная технология, которая будет востребована не только в авиации, но и Военно-морском флоте и при разработке новых систем ПВО. Конкретные образцы локаторов в интересах этих направлений уже проходят испытания».
По его словам, сравнивать отечественную АФАР с американскими, стоящими на истребителях F-22 и F-35, трудно, поскольку реальной, а не рекламной информации очень мало и можно судить только по каким-то косвенным признакам. Тем не менее до введения санкций в отношении России НИИПТ имел возможность научного обмена данными в области создания АФАР, что позволяет российским конструкторам судить о том, что заложенные и реализованные характеристики отечественной антенны как минимум не уступают, а во многом превосходят аналоги, включая и те, что установлены на самолетах F-22 и F-35.
«Разговоры о том, что отечественный радар с АФАР на подходе и его скоро начнут ставить на самолеты, идут еще с начала 90-х годов прошлого века, – пояснил военный эксперт Алексей Рамм. – Понятно, что АФАР обязательно должна быть на самолетах пятого поколения, но возможности машин предыдущих поколений она также расширяет. Например, в ВВС Турции радарами с АФАР укомплектованы многоцелевые истребители F-16. За счет этого турецкий F-16 может получить преимущество в воздушном противостоянии с российским Су-30М2, у которого радар менее функционален».
Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова (НИИПТ) образован 1 марта 1955 года как филиал Московского НИИ-17 Министерства авиационной промышленности. Основным направлением его деятельности является разработка авиационной радиолокационной аппаратуры. Акционерами НИИПТ являются концерн ВКО «Алмаз-Антей» (56% акций) и КРЭТ (44%), входящий в Госкорпорацию Ростех.