фото: voennoe-obozrenie.ru
Предприятия холдинга «Росэлектроника» готовятся к серийному производству неохлаждаемых матричных микроболометрических приемников. Эти устройства составляют основу тепловизоров, которые позволяют экипажам боевых машин обнаруживать цели круглосуточно, в сложных условиях и даже при искусственных помехах.
Тепловизоры с новыми матрицами пойдут на вооружение новых танков «Армата», БТР «Курганец», новых бронеавтомобилей семейства «Тайфун», а также будут использоваться в прицелах для стрелкового оружия и переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Верба».
Как считают специалисты холдинга, производство подобных отечественных матричных приемников – это важная технология не только для поддержания безопасности государства, но и для развития современной гражданской продукции.
«Это возможность не только сделать нашу военную технику по-настоящему всепогодной, применение высокоточного оружия – независимым от обстановки на поле боя, но и внести серьезный вклад в развитие гражданского сектора. Наши матрицы могут использоваться в приборах теплового аудита, медицинской техники по раннему выявлению рака, дистанционному обнаружению болезней, дефектоскопии и во многом другом оборудовании, связанном с обнаружением теплового излучения и его идентификацией», – рассказал «Известиям» Алексей Горбунов, представитель ЦНИИ «Циклон», входящего в «Росэлектронику».
По словам специалиста, Россия стала четвертой страной в мире после США, Франции и Китая, сумевшей создать собственную тепловизионную матрицу. В стране создается производство с объемом выпуска до 10 000 штук в год, подчеркнул Алексей Горбунов.
Тепловизионная камера считается одной из самых важных деталей боевой машины. Благодаря тепловизору можно не только видеть цель даже в полной темноте, но и наводить на нее оружие.
Как рассказал «Известиям» военный эксперт в области бронетехники Сергей Суворов, до последнего времени для российской техники закупались французские матрицы Thales Catherine-FC и Sagem Matiz. На их базе были созданы тепловизионный прицельный комплекс «Эсса» для танков Т-90 или «Плиса» для Т-80. К примеру, «Эсса» позволяет искать, обнаруживать и распознавать цели в любое время суток на дальности до 4 км, непрерывно работая не менее шести часов при температурах от -50 до +55 °C.
«Российские прицелы с одной и той же матрицей оказались лучше французских, – уточнил эксперт. – Так как у нас в стране оказалась лучше технология изготовления линз и программного обеспечения. Санкции в отношении страны внесли свои коррективы в международную кооперацию и сделали невозможным массовое производство тепловизионных камер на основе импортных комплектующих».
Сегодня Минобороны готово заказывать не только тепловизионные комплексы для бронетехники, но и прицелы для стрелкового вооружения и ПЗРК, в которых как раз и применяются неохлаждаемые матричные микроболометрические приемники. Так, для ПЗРК «Игла» и «Верба» созданы прицелы «Маугли» и «Маугли-1». На всю бронетехнику от «Арматы», «Курганца», «Тайфунов» и даже кораблей будут ставиться «Рогатки».
Это оборудование способно обнаруживать фигуру человека или бронетехнику на дальностях от 2000 до 9000 м, а время приведения в рабочее состояние не превышает 30 секунд.
«Оборудование, создаваемое в стране, – это уже не просто прицелы, это комплексные системы как наведения оружия, так и ночного вождения техники, – отметил Сергей Суворов. – То есть такие комплексы позволяют продолжать движение техники даже в том случае, если экипаж бронемашины потерял возможность лично наблюдать за ситуацией через остекление кабины».