На финансирование развития Дальнего Востока и Байкальского региона будет направлено более 10 трлн рублей.
В последние годы мы занимаемся улучшением качества жизни наших граждан и стараемся максимальное внимание уделять дальневосточникам именно в силу того, что жизнь там трудная и в 1990-е годы происходили очень сложные процессы, да и сейчас хватает проблем. Именно поэтому в рамках работы нового Правительства мы начали с создания Министерства по Дальнему Востоку. Все руководители страны – и Президент, и премьер, члены Правительства регулярно совершают рабочие поездки в регион, чтобы лично следить за тем, как идут дела и как решаются накопившиеся проблемы.
Действительно, реализовано несколько очень крупных инвестпроектов, которые позволяют менять ситуацию к лучшему, включая такие крупные проекты, как две очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, автодорога Чита–Хабаровск, космодром Восточный строится. И конечно, нельзя не вспомнить подготовку к саммиту АТЭС, которая в конечном счёте имела своей целью не показать, что Дальний Восток красивый и благополучный, а сделать просто его более комфортным для наших людей. Надеюсь, что как минимум частично этой цели мы достигли.
В состав государственной программы включены две федеральные целевые программы – «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов на период до 2015 года» – и 12 подпрограмм, которые охватывают основные направления развития территории.
Инвестиции должны быть вложены в транспортную, энергетическую и социальную инфраструктуры, причём нужно стараться делать это без перекосов. Нам одинаково там нужны и дороги, и мосты, и порты, и в то же время школы, больницы, детские сады и, конечно, новые рабочие места. Это и должен быть итог реализации программы.
Много было споров о финансировании. Мы выходим сейчас на общую цифру финансирования, которая, конечно, очень большая, беспрецедентно большая – более 10 трлн рублей. Это колоссальная сумма, но она распадается на государственное финансирование, заёмные средства (они также должны использоваться) и, конечно, частные инвестиции. Ещё раз говорю, об этом мы ещё обязательно поговорим дальше и проведём необходимые согласования.
Что же касается расходов на ФЦП, то в настоящий момент эти расходы на период 2014–2020 годов должны составить минимум около 250 млрд рублей. Очень значительная часть, бо́льшая часть финансирования – внебюджетные средства или инвестиционные средства компаний. Поэтому серьёзную поддержку этим проектам должен оказать Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (и другие институты развития). В конце прошлого года он был докапитализирован на 15 млрд рублей. Нужно начинать использовать этот ресурс.
Для повышения инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и Байкальского региона готовятся изменения в Налоговый кодекс. Они предусматривают налоговые льготы для новых проектов и в марте должны быть направлены в Государственную Думу.
Подчеркну, что большинство механизмов льготного налогообложения начнёт действовать на региональном уровне. Понятно, что создание благоприятного делового климата, стимулирование экономического роста во многом зависит от работы губернаторского корпуса, от того, насколько конструктивно взаимодействие предпринимательского сообщества и региональной власти. Но Правительство всё равно должно самым внимательным образом следить за активностью региональных властей и в случае необходимости вмешиваться в ситуацию, принимать необходимые решения, обсуждать существующие проблемы.
Планируются модернизация транспортных магистралей, включая Транссибирскую магистраль и БАМ, строительство и реконструкция автомобильных дорог, аэродромов, морских портов. Это должно позволить переключить на восточные регионы часть грузопотоков по маршруту Азия–Европа–Азия, и получить новые источники доходов.
Одна из главных целей программы – принципиальное улучшение социально-демографической ситуации на Дальнем Востоке. Каждый раз, когда мы приезжаем на Дальний Восток, поражаемся не только масштабам региона, но и, к сожалению, количеству людей, которые проживают там. Оно никогда не было, конечно, сверхъестественно большим, плотности населения большой там никогда не наблюдалось – это, в общем, одна из черт нашей страны. Но в любом случае сегодня мы должны понимать, какие вызовы содержит в себе то, что сегодня 45% площади страны – на этой территории проживает 7,5% населения России. Это должно просто быть постоянным побудительным мотивом для принятия разных решений, и не только экономических, естественно. Медицинская помощь, образование, современное жильё, возможность посещать Центральную Россию – это именно то, что также должно происходить в рамках программы, и в конечном счёте жители Дальнего Востока должны чувствовать улучшение качества жизни – это важнейший приоритет.
Также хочу отметить программу развития Курильских островов. Надо акцентировать внимание на конкурентных преимуществах территории – на богатейших биоресурсах этого региона, на туристическом потенциале. Известно, что в реализации совместных проектов заинтересованы бизнесмены из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Там нужно строить новые предприятия, новые рыбозаводы, в том числе налаживать, конечно, бесперебойное общение с материком. Иными словами, люди, которые там живут, должны быть обеспечены нормальной работой и нормальными условиями для жизни.
Нужны современные технологические и организационные решения. Развитие Дальнего Востока – это приоритет работы Правительства, ещё раз на это обращаю внимание, поэтому дальнейшая работа после сегодняшнего заседания, ближайшая будет продолжена в рамках государственной комиссии, которую я проведу в Якутске в начале апреля. На заседание приглашён один из губернаторов региона – губернатор Амурской области Олег Николаевич Кожемяко. Я потом дам слово ему.
И ещё одну тему затрону. Мы рассмотрим проект федерального закона «Об основах социального обслуживания населения». Чувствительная и важная тема. Закон долго достаточно обсуждался. Надо напомнить, что ежегодно социальным обслуживанием пользуется более 34 млн наших граждан – это пожилые люди, это инвалиды, это люди с детьми. И до сих пор эта сфера регулируется документом 1995 года, а проблем в этой области предостаточно. Например, сохраняется очередь на социальное обслуживание пожилых людей в стационаре и на дому. Эта очередь измеряется десятками тысяч человек. Качество услуг – постоянная тема претензий, которые предъявляются нашими гражданами, и та модель, которая существует, не позволяет удовлетворить спрос наших граждан.
Принципиальное повышение качества институтов социальной сферы – это один из приоритетов, которые у нас реализуются в рамках Основных направлений деятельности Правительства России до 2018 года. Законопроект формирует единые требования и закладывает основу для развития отрасли. Он прошёл, как я уже сказал, экспертное обсуждение на самых разных площадках – на интернет-портале Минтруда, на Открытом правительстве, в субъектах Федерации, в Общественной палате. Высказанные предложения в значительной мере нашли своё отражение в законопроекте. И конечно, очень важен будет мониторинг за тем, как этот закон применяется.