Министерство экономического развития составило список отечественных товаров и услуг, у которых есть проблемы с доступом на зарубежные рынки. В сентябре, когда Россия вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО), ведомство "начнет работу по снижению барьеров", сообщил на брифинге директор департамента торговых переговоров минэкономразвития Максим Медведков.
Перечень, по словам Медведкова, получился внушительный - около 100 позиций. В списке товаров верхние строчки занимает продукция химической отрасли и металлургии. В разделе услуг - транспорт и страхование. По всем одна и та же проблема - "не пущают на рынок". Европейские страны, включая некоторых партнеров России в СНГ, грешат этим особенно часто. "У нас очень большой объем торговли. А чем больше товарооборот, тем больше взаимных претензий", - пояснил глава департамента.
Торговые войны минэкономразвития начинать не собирается, но обещает сделать все возможное, чтобы защитить интересы российских предпринимателей. По примерным оценкам, из-за дискриминации на внешних рынках отечественный бизнес ежегодно теряет от 2,5 до 3 миллиардов долларов. "Некоторые ограничения, которые сейчас действуют, с вступлением в ВТО исчезнут сами собой. По остальным, там где есть конкретные жалобы и реальное нарушение коммерческих интересов, будем работать", - пообещал Максим Медведков.
2,5 миллиарда долларов ежегодно теряет наш бизнес от дискриминации на зарубежных рынках
Как полагают в минэкономразвития, если барьеры удастся убрать, бизнес получит в свое распоряжение ощутимое преимущество. "Мы вообще должны по-новому посмотреть на торговую политику наших основных партнеров, поскольку со вступлением в ВТО у нас появляется мощный инструмент защиты наших интересов, - отметил Медведков. - Раньше его не было, поэтому глубоким анализом торговой политики наших партнеров мы не занимались. Сейчас самое время это сделать".
Отвечая на вопрос корреспондента "Российской газеты", во сколько оценивается возможный экономический ущерб от вступления России в ВТО, Медведков сказал: "Мы просчитывали, у нас ущерба не получилось". Он уточнил, что использование инструмента государственного заказа для поощрения российских товаропроизводителей, отраслевых программ поддержки, а также применение специальных защитных мер позволят свести риски для экономики к минимуму.
Но есть и другая точка зрения. Напомним, недавно группа депутатов Госдумы направила в Конституционный суд запрос, в котором говорится, что присоединение России к ВТО наносит ущерб экономическим интересам страны. Кроме того, у парламентариев возникли претензии к самой процедуре ратификации договора.
Рассмотрение запроса в Конституционном суде должно состояться во вторник, 3 июля, а решение будет вынесено 9-го числа. Из-за этого Госдуме пришлось отложить намеченную на 4 июля ратификацию протокола о вступлении России в ВТО на целую неделю. Вынужденный тайм-аут депутаты планируют использовать для дискуссий. Сегодня присоединение к ВТО обсудит Комитет по экономполитике. Заседание будет расширенным. Как рассказал журналистам глава комитета Игорь Руденский, поучаствовать в заседании пригласили руководителей профильных министерств.
В минэкономразвития не сомневаются, что до дедлайна - 23 июля, работа будет завершена. И России не придется возобновлять переговоры, которые и так длились без малого 17 лет. Тем более что, как сообщил Максим Медведков, российское законодательство к вступлению в ВТО готово на 99 процентов. "Сейчас на предмет корректировки рассматривается максимум шесть нормативных актов, хотя реальному изменению, наверное, подвергнутся лишь два-три", - уточнил он. Поменять, к примеру, планируется страховое законодательство в части квот на работу иностранных страховых компаний на российском рынке и их допуска к отдельным видам страхования. Таким, к примеру, как страхование жизни.
Также предстоит изменить три программы, касающиеся поддержки сельхозпроизводителей, судо- и авиастроителей. "Программа поддержки аграрного сектора сейчас позволяет потребителям на льготных условиях (компенсируется часть процентной ставки) получать в лизинг технику. Но только российскую. Это нарушение правил ВТО - дискриминация, - пояснил Медведков. - Чтобы соответствовать правилам ВТО, нужно давать субсидии производителям. Тогда прямое противоречие исчезает. В отношении авиа- и судостроения схемы немного другие, но суть такая же".
Предполагается, что новые варианты программ будут готовы в течение трех-четырех месяцев. А деньги под них заложат в бюджет 2013 года.