Инвестиции. Терминалы ждут иностранцев
Стоило России поставить рекорд по экспорту зерновых, как инфраструктура для этого экспорта вновь заинтересовала иностранцев: японская Mitsui покупает 10% группы «Содружество», работающей в калининградском порту, а сингапурская Olam получила разрешение приобрести активы Азовского зернового терминала.
Японская Mitsui & Co покупает 10% российской агропромышленной группы «Содружество», объявили компании. «Содружеством» владеет семья основателя группы Александра Луценко, миноритарную долю в 2008 г. приобрела IFC. Сейчас продаются акции допэмиссии, вся компания оценена в $2,2 млрд, но это без учета долга, поэтому стоимость пакета не эквивалентна $220 млн., говорит председатель правления «Содружества» Стефан Фраппа. «С Mitsui мы сотрудничаем давно в Бразилии и Европе, и неформальные разговоры об участии в «Содружестве» начались два года назад, постепенно они переросли в идею сделки», – рассказал Фраппа.
Японская компания планирует развивать сбыт зерновых на Ближнем Востоке и в Африке и после сделки Mitsui получит преимущественное право на экспортируемые «Содружеством» зерновые культуры, объясняет компания логику покупки. Россия – один из крупнейших экспортеров зерна, а потребность в зерне во всем мире растет.
Mitsui & Co – многопрофильная корпорация с выручкой $66,6 млрд. в 2011 г. Основные сферы ее деятельности – торговля, добыча и переработка природных ресурсов, инфраструктура (в основном в энергетике и железнодорожном транспорте), транспорт и логистика, производство продуктов питания и др. В России Mitsui называет себя крупнейшим японским инвестором: ее вложения – более $3 млрд. Покупка доли в «Содружестве» – это, по словам Фраппы, «очень долгосрочная инвестиция».
«Содружество» – один из крупнейших агрохолдингов России. Бизнес группы разделен на пять направлений: инфраструктура, логистика, производство, хранение и дистрибуция и трейдинг. Инфраструктурные объекты группы, в том числе глубоководный, железнодорожный и складской зерновой терминалы, расположены в порту Калининград на Балтике. В 2011 г. «Содружество» купило компанию «Балт- транс», второго после «Русагротранса» по размеру парка зерновозов оператора в стране. По собственным данным, «Содружество» – крупнейший в России переработчик семян масличных культур. Консолидированные продажи группы за финансовый год, закончившийся 30 июня 2012 г., составили $2 млрд.
Вчера же стало известно еще об одной возможной сделке: Федеральная антимонопольная служба сообщила, что разрешила компании «Аутспан интернешнл» приобрести основные производственные средства ООО «Азовский зерновой терминал».
«Аутспан интернешнл» – российская «дочка» одного из ведущих мировых агротрейдеров, сингапурской Olam. Эта компания торгует 20 базовыми сельхозпродуктами в 65 странах мира, ее выручка в 2011 финансовом году составила $15,9 млрд.
По словам источника, близкого к одной из сторон переговоров, окончательное решение о сделке должно быть принято до конца июля. Представитель «Аутспан интернешнл» от комментариев отказался.
Азовский зерновой терминал был построен Valars Group, в год он может переваливать около 1 млн. т. Ценность этого терминала в том, что азовский бассейн уже практически весь застроен и новые проекты там начинать негде, говорит гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. По его оценке, рыночная стоимость такого объекта сейчас может составлять около $50 млн.
Olam диверсифицирует свой бизнес: к 2016 г. она собирается значительно увеличить долю доходов от производства и переработки сельхозсырья. В России компания с 2002 г. занималась оптовой торговлей продуктами питания, но по- настоящему стала известна в начале этого года, заключив сделку с «Русмолко» Наума Бабаева и объявив о рекордных инвестициях в производство сырого молока – $400 млн. только на первом этапе.
В закончившемся 30 июня зерновом году Россия поставила рекорд экспорта зерна за постсоветские годы – 27 млн. т. В ближайшие годы эта цифра должна существенно вырасти: как говорится в стратегии развития Объединенной зерновой компании, урожай к 2015 г. должен составлять 120 млн. т, а российский экспорт – 38 млн. т.
Интерес азиатских игроков к российской зерновой отрасли – это уже не единичные сделки, а тренд, убежден гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Международные агротрейдеры давно проявляют интерес к зерновым инфраструктурным объектам в России (перевалке, элеваторам), говорит аналитик «Русагротранса» Игорь Павенский. У крупнейших международных экспортеров – Glencore, Bunge и Cargill – уже есть мощности по перевалке в азово-черноморском бассейне, напоминает он.