http://rostec.ru/content/cache/inner_article/content/files/TUS_4691_1.jpg
фото: rostec.ru

В центральном офисе Ростеха 23 декабря состоялась церемония открытия стенда Московского музея дизайна, удостоенного золотой медали Первой Лондонской биеннале дизайна. Выставка «Открывая Утопию: забытые архивы советского дизайна» подготовлена при поддержке Госкорпорации и Минпромторга России. Экспозицию смогут посетить все желающие. Она будет открыта несколько месяцев.

Ростех – активный инициатор различных проектов в области промышленного дизайна. В этот раз в стенах Госкорпорации представлена инсталляция в виде лайтбоксов с оцифрованными изображениями: реализованные и нереализованные проекты советских дизайнеров, уникальные архивы художников-конструкторов 1960−80-х годов, кадры с выставок, конференций и рабочие моменты.

Проекты советских дизайнеров часто оставались на стадии разработок или создания прототипов. Они были утопичны – совершенны и нереализуемы. Большинство из них так и не вышло за пределы конструкторских бюро. Это было связано с возможностями технологий производства, экономическими или идеологическими ограничениями.

Часть того, что удалось сохранить, – уникальные материалы (документы, макеты, чертежи, рисунки), переданные в дар Московскому музею дизайна советскими дизайнерами – можно будет впервые увидеть на выставке «Открывая Утопию: забытые архивы советского дизайна».

«Во второй половине XX века наши промышленные дизайнеры были в числе мировых лидеров. После распада СССР мы получили резкий отток квалифицированных кадров. В связи с тем, что Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) был закрыт, в стране возник острый дефицит специалистов», – отметил директор по особым поручениям Ростеха Василий Бровко.

По его мнению, возрождение ВНИИТЭ Госкорпорацией в апреле прошлого года дало дополнительный стимул к созданию полноценного рынка промышленного дизайна в России. В этом году Ростех совместно с ВНИИТЭ уже провели конкурс «Дизайн для российских технологий», где отобрали лучшие проекты ведущих продуктов промышленных компаний, подчеркнул он.

«Сегодня вопрос обучения новых профессионалов стоит крайне остро, и мы готовы вкладываться в развитие потенциала промышленных дизайнеров и создавать у промышленных компаний необходимый спрос», – сказал Василий Бровко.

На выставке в Ростехе представлены работы художника-конструктора Валентина Кобылинского, который первым внедрил гидропневматическую подвеску колес и общую гидравлическую систему для усилителя руля и подъемника кузова знаменитого БелАЗа, проект окраски аэродромных средств транспорта «Аэрофлота», дизайн-проекты поездов метрополитена, проект экспериментального советского такси, которое так и не было запущено в массовое производство и вышло только в двух экземплярах. Проект пассажирского теплохода-катамарана – еще одно изобретение советского речного транспорта, который продавался в том числе и в Великобритании. В архивах удалось найти фотографии, на которых королева Великобритании Елизавета II стоит на фоне судна «Комета», а также другие изобретения советских дизайнеров и конструкторов.

«Мы покажем забытый и так мало изученный советский дизайн, который создавали во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики. И именно так – техническая эстетика – называли дизайн в СССР. Я очень рада, что проекты отечественных дизайнеров будут представлены на площадке Госкорпорации Ростех», – сообщила директор Московского музея дизайна Александра Санькова.

Способность на высоком уровне выполнять заказы ключевых игроков в сфере промышленности и погруженность в методическую и научно-техническую проблематику позволят структурировать формирующийся рынок под новые амбициозные задачи. Институт содействует развитию промышленного дизайна как фактора создания добавленной стоимости и повышения конкурентоспособности продукции отечественной промышленности.

Госкорпорация Ростех приглашает всех желающих посетить экспозицию, погрузиться в мир советского дизайна, оценить реализованные и утопичные проекты выдающихся дизайнеров и конструкторов СССР.