ВТО откроет новые возможности для экспорта продукции российской металлургии, а для новых моделей иномарок отечественные компании смогут сами поставлять прокат, заявил Владимир Путин. На совещании по развитию черной металлургии главы крупнейших компаний были менее оптимистичны. Высокие затраты из-за тарифов, низкая производительность труда, большие расстояния и снижение спроса в Европе и Азии — в итоге в отрасли будет спад, считают металлурги.
Посещение президентом Магнитогорска началось с запуска второй очереди прокатного стана-2000. Новый комплекс может производить до 2 млн т продукции в год и ориентируется на выпуск холоднокатаного и оцинкованного проката для автомобилей, бытовой техники и строительства. Общая стоимость проекта — 44,5 млрд рублей. Только комплекс немецкого оборудования обошелся Виктору Рашникову в €490 млн. И, как надеется министр промышленности и торговли Денис Мантуров, прокат этого стана будет поставляться для производства иномарок, собирающихся в России. Мантуров также заявил, что министерство планирует актуализировать стратегию развития отрасли в будущем году и корректировки сейчас определяются. В ней будут учтены возможный кризис и госгарантии для предприятий, а также вступление в ВТО и единое экономическое пространство.
Владимир Путин на ММК — почти такой же частый гость, как и на «Уралвагонзаводе». Выходец из «Уралвагонзавода» Игорь Холманских, который сейчас занимает должность полпреда в УрФО, вместе с президентом вышел пообщаться с сотрудниками ММК. В ожидании президента они рассказали, что приготовили для него четыре вопроса: про общие впечатления о цехе, будущем металлургии, туризме и детских садах. Но все вопросы задать не удалось. Путин коротко пошутил, что «если уволить директора завода, средний возраст сотрудника будет 27 лет», пожал руки и устремился в сторону выхода — на совещание.
В совещании по проблемам черной металлургии приняли участие глава «ЕвразХолдинг» Александр Абрамов, председатель совета директоров «Мечела» Игорь Зюзин, гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов и владелец «Трубной металлургической компании» Дмитрий Пумпянский, а также Владимир Лисин, руководитель «Новолипецкого металлургического комбината». Лисину-то и пришлось выступить в роли пессимиста.
— Я с удовлетворением отмечаю, что практически везде мы видим высокую инвестиционную активность, — заметил Путин.
На это глава НЛМК рассказал, что инвестиций в отрасль в ближайшие году будет гораздо меньше — только $300 млрд.
Миллиардер также заявил Путину, что перспектив повышенного потребления металлурги не видит, российские рынки будут страдать от усиления конкуренции со стороны Китая и Казахстана, по сравнению с докризисным периодом отрасль платит только 40% налогов, товары начинают терять конкурентные преимущества. Проблемы на этом не закончились. Кроме того, перечислял Лисин, после вступления в ВТО компании потеряют контракты с США и ЕС на 2,8 млн т. Металлурги также жаловались на рост тарифов и просили перевести их на биржевую торговлю ресурсами или административно держать цены.
Но главная трудность, по словам Лисина, — в высоком налоге. Речь идет о налоге на движимое имущество (14%), который платят металлурги на введенные ранее станы. С 2013 года этот налог отменен, но закон обратной силы не имеет, поэтому всем, кто провел модернизацию до этого года, придется платить его в региональные бюджеты.
Спор по налогам продлился до позднего вечера. Министр финансов Антон Силуанов отослал металлургов к региональным властям — мол, это они собирают такой налог. Путин настоял, что отрасль важная и нужно всем вместе посмотреть. В результате решили дать поручение правительству проработать вопрос. Вряд ли, впрочем, ответ будет отрицательный: президенту идея со снижением налога явно понравилась.
izvestia.ru/