Российская ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" предлагает объединить усилия России, Украины и Казахстана для создания сверхтяжелой ракеты. По словам президента - генконструктора предприятия Виталия Лопоты, в проекте должны использоваться наработки программы "Энергия-Буран".
Выступая на пресс-конференции, Лопота сообщил, что перспективная ракета уже имеет имя - "Содружество". Из программы "Энергия-Буран" предлагается позаимствовать "стартовый комплекс, который сегодня еще живой", - уточнил Лопота. Что касается двигателей ракеты, то в них можно использовать технологии, опробованные на ракете-носителе "Зенит". Грузоподъемность новой ракеты составит до 70 тонн, чего, по словам главы РКК "Энергия", "вполне достаточно для реализации планов облета Луны", причем на создание изделия уйдет всего несколько лет". Нужны лишь "амбиции и политическая воля", подчеркнул Лопота.

Ракета "Энергия" разрабатывалась в качестве составной части отечественной многоразовой космической системы (МКС), которая должна была стать альтернативой американским "шаттлам". Грузоподъемность "Энергии"достигала 100 тонн, что, конечно, открывало возможность отправить человека на Луну и Марс, но на деле ложилось непосильным бременем на советскую экономику. Будучи вершиной творчества нашей ракетно-космической отрасли, комплекс"Энергия-Буран" как составляющая многоразовой программы доказал свою экономическую несостоятельность, уверен ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран" Владимир Бугров:

- Окупить гигантские первоначальные затраты на создание комплекса и инфраструктуры можно лишь при его действительно многократном применении. Многоразовость определяет не выводимый на орбиту 30-тонный груз (вместимость грузового отсека "Бурана" - "РГ"), а величина регулярно возвращаемого из космоса груза - 20 тонн, только в этом случае система может стать хоть сколько-нибудь рентабельной. Американцы, рассчитывая возвращать на Землю огромное количество военных спутников, не учли, что их ресурс работы на орбите значительно увеличился и возвращать для ремонта спутник, проработавший на орбите 8-10 лет и морально устаревший, абсурдно. Кроме того американские экономисты при расчетах экономической эффективности многоразовой системы ошиблись на порядок. А у нас ее просто никто не оценивал. Если спускать на Землю с орбиты 20 тонн хотя бы четыре раза в год (больше ракет "Энергия" мы за год не делали), то система не может быть рентабельной.

Представить себе масштабы космического колосса позволяет один лишь объем хранилищ компонентов криогенного центра "Энергии": шаровые емкости на 1500 куб.м вмещали жидкого кислорода - 80 железнодорожных цистерн, водорода - 50 и азота - 60 цистерн. На создание комплекса ушло 15 лет работы и 15 миллиардов еще советских рублей, отметил Бугров.

Ранее сообщалось, что Россия прорабатывает перспективы создания сверхтяжелой ракеты на базе наработок "Ангары". "РГ" писала, что изготовление первых летных изделий "Ангара-1.2 ПП" (ракета-носитель под первый пуск) легкого класса и ракет "Ангара-А5" тяжелого класса идет в Центре имени Хруничева, а начало летных испытаний назначено уже на середину 2013 года. Семейство ракет "Ангара" является новым поколением носителей на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями с диапазоном грузоподъемностей от 1,5 до 25 тонн. По сообщениям СМИ, этот показатель собираются повысить до 70 тонн.

С 2011 года о планах по возвращению в "тяжелую лигу" регулярно заявляют и американцы. НАСА разрабатывает перспективный сверхтяжелый носитель SLS (Space Launch System, "Космическая пусковая система”). Грузоподъемность системы обещают довести до рекордных 165 тонн, впрочем, в первом варианте ракета сможет поднимать космос не более 70 тонн. Обойдется это в 35 миллиардов долларов, 18 из которых требуется выделить в течение следующих пяти лет. В США планируют провести испытательный пуск сверхтяжелого носителя не ранее декабря 2017 года.