фото: Sudostroenie.info
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) продолжает работы по программе импортозамещения в сфере морского газотурбостроения. Последние разработки в этой области корпорация представляет на Международном военно-морском салоне (МВМС-2017), который проходит в эти дни в Санкт-Петербурге.
В настоящее время в рамках реализации программы импортозамещения ОДК ведет работу по созданию на рыбинском ПАО «ОДК – Сатурн» отечественной базы морского газотурбостроения. В апреле 2017 года в присутствии Владимира Путина в опытную эксплуатацию был введен сборочно-испытательный комплекс корабельных газотурбинных агрегатов, предназначенный для проведения комплексных испытаний судовых двигателей, газотурбинных и дизель-газотурбинных агрегатов
в различных конфигурациях.
Последние разработки и компетенции в сфере морского газотурбостроения корпорация представляет на МВМС-2017. Среди экспонатов на салоне – двигатели для ВМФ России М70ФРУ и М90ФР, судовой газотурбогенератор гражданского назначения СГТГ-8, малоразамерный двигатель 36МТ для беспилотников, двухтопливный морской двигатель Е70/8РД.
«Мы освоили важнейшую для нашей страны компетенцию по разработке
и производству силовых установок морского назначения. Успешная реализация ряда опытно-конструкторских работ по судовым двигателям, создание уникальной производственной и испытательной базы позволит нам обеспечивать текущие потребности Военно-морского флота», – заявил гендиректор ОДК Александр Артюхов.
Сегодня рыбинское предприятие «ОДК – Сатурн» выполняет три опытно-конструкторские работы «морской» тематики:
освоение серийного производства двигателя М90ФР мощностью 27 500 л.с.;
разработка газотурбинного двигателя М70ФРУ-2 и корабельных ГТА М35Р-1, М35Р-2 и М70Р мощностью 10 000 л.с.;
разработка двигателя М70ФРУ-Р с реверсивной силовой турбиной для замены двигателей зарубежного производства, находящихся в эксплуатации на российских кораблях.
Совместно с «Сатурном» в реализации морских программ принимают участие НПЦ газотурбостроения «Салют» и «ОДК – СТАР», входящие в состав ОДК. В частности, пермское «ОДК – СТАР» занимается топливной автоматикой двигателей, устанавливаемых на морские силовые установки. Суммарно в стадии разработки и освоения пермским предприятием находятся 15 агрегатов для «морского» назначения.
Как отмечают в корпорации, особенности новых российских морских ГТД – увеличенные показатели эффективности и межремонтного ресурса по сравнению с применяемыми ранее аналогами. «Газотурбинные двигатели морского назначения ОДК универсальны и могут быть использованы на кораблях разных типов, поэтому существующей линейки двигателей вполне достаточно для того, чтобы покрыть потребность для современных проектов кораблей», – добавили в ОДК.
При разработке новых морских газотурбинных двигателей на предприятиях корпорации используются самые современные технологии, среди которых 3D – проектирование и моделирование, аддитивные технологии. Все это позволяет сократить сроки конструкторских работ до 3-4 лет и значительно снизить стоимость их выполнения.
Новый двигатель для ВМФ
В рамках экспозиции на МВМС-2017 корпорация демонстрирует самый современный двигатель морского назначения М90ФР, к испытаниям которого ОДК недавно приступила.
Двигатели М90ФР, подлежащие производству в рамках ОКР, уже изготовлены. Образец номер один прошел первый этап специальных заводских испытаний. Второй образец, предназначенный для проведения квалификационных испытаний, собран, смонтирован на испытательном стенде мощностью до 40 МВт, начаты его предъявительские испытания.
Как отметил заместитель гендиректора «ОДК-Сатурн» Виктор Поляков, из продуктового ряда корабельных газотурбинных двигателей предприятия двигатель М90ФР является наиболее востребованным в ВМФ России. По его словам первые агрегаты с двигателями М90ФР будут поставлены для нужд отечественного флота уже в следующем году.
Двухтопливный морской двигатель
На стенде ОДК в рамках Международного военно-морского салона представлен также новейший российский газотурбинный двигатель морского назначения Е70/8РД. Он может быть использован для энергообеспечения судов, морских платформ, береговой инфраструктуры шельфовых месторождений и приморских промышленных объектов.
Одна из особенностей данного двигателя – это автоматический переход с одного топлива на другой без остановки его работы. Это возможно благодаря современной локальной системы управления (ЛСУ), разработанной на пермском предприятии «ОДК – СТАР».
Как рассказали разработчики, все испытания ЛСУ успешно завершены, получены все необходимые разрешительные документы Российского морского регистра судоходства и Технического регламента Таможенного союза. Системы допускаются к эксплуатационным испытаниям по прямому назначению на суднах.