http://konturalco.ru/wp-content/uploads/2017/06/fns.jpg
фото: Konturalco.ru

Вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» о запрете налоговых злоупотреблений.

Внесенные в НК РФ поправки ограничивают число случаев, когда действия налогоплательщиков расцениваются как недобросовестные. Это основная тема письма ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/6152@, в котором налоговым органам поручено исключить формальный подход при выявлении обстоятельств уклонения от уплаты налогов.

В письме отмечается, что в соответствии с новыми нормами НК РФ налогоплательщик, в действиях которого установлен умысел на неуплату налогов или получение необоснованного права на их возмещение, не имеет права на налоговые преференции.

Таким образом, налоговые органы должны доказать, что налогоплательщик умышленно создал условия для неуплаты налогов. Об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать факты подконтрольности контрагентов, согласованности действий участников хозяйственной деятельности и т.п.

Кроме того, в НК РФ предусмотрено, что для налогообложения могут быть учтены только сделки, отвечающие следующим критериям: основной целью их совершения не может быть неуплата налога, а сама сделка должна быть выполнена заявленным контрагентом. При несоблюдении хотя бы одного из двух этих обстоятельств налогоплательщику должно быть отказано в праве учитывать расходы и на вычет по НДС в полном объеме.

ФНС России обращает внимание, что исключена возможность негативных последствий для налогоплательщика за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и дальнейших звеньев.

Формальные претензии к контрагентам (нарушение контрагентом налогового законодательства, подписание документов неустановленным лицом и т.п.) сами по себе не являются основаниями для отказа в учете доходов и в вычетах по сделкам. Налоговыми органами должны быть установлены факты, опровергающие реальность сделок.

В Письме также даны рекомендации по доказыванию налоговым органом фактов умышленного искажения налогоплательщиками сведений о финансово – хозяйственной деятельности для минимизации налоговых обязательств.