http://s1.uploads.ru/t/R4q1J.jpg

Сегодня налоговые и таможенные платежи топливно-энергетического комплекса, как известно, составляют львиную долю доходов федерального бюджета, и, в общем, по понятным причинам это очень важная составляющая нашего развития. Но помимо вот этой фискальной составляющей надо обеспечить и поступательное развитие отрасли, то есть видеть горизонт развития отрасли на довольно длительную перспективу, повысить её привлекательность для российских и иностранных инвесторов. Иными словами, государство должно не только забирать деньги из отрасли, в том числе у госкомпаний, хотя это периодически делать приходится, но и помогать развитию отрасли - тогда забрать в конечном счёте можно будет больше.
Но для этого нужно видеть перспективу, нужно привлечь дополнительные ресурсы в разработку новых месторождений, которые создадут рабочие места как в самом ТЭКе, так и в смежных отраслях. Такие проекты требуют, как правило, больших капиталовложений, современных технологий и соответствующего режима регулирования, который гарантировал бы возврат инвестиций, повышал уровень рентабельности, создавал экономически обоснованный уровень рентабельности. Что для этого предлагается? Несколько позиций, я их обозначу, мы для этого, собственно, с вами и собрались.
Первое – ввести единообразный и прозрачный механизм стимулирования разработки новых месторождений углеводородов. Речь идёт о прядке определения ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и отдельных категорий товаров, которые из этой нефти вырабатываются. Это позволит увеличить горизонт планирования для инвесторов и повысить предсказуемость государственной политики в нефтегазовом секторе, а это критически важная вещь. Об этом, кстати, говорят все наши коллеги – руководители и государственных компаний, и частных компаний, иностранные инвесторы: предсказуемость условий на российском рынке важнее, чем даже сами эти условия. В этом смысле у нас далеко не всё благополучно, и надо сделать максимум для того, чтобы шараханий было поменьше, а желательно вообще исключить изменение условий на обозримую перспективу.
Второе – это продление ранее принятых решений по льготам на налог на добычу полезных ископаемых для нефти, которая добывается в целом ряде регионов: это Республика Саха, Иркутская область, Красноярский край. Речь идёт о горизонте до 2022 года. Восточной Сибири и Дальнему Востоку нужны новые точки роста, это очевидно, нужны инвестиции и нужны высококвалифицированные специалисты.
И, наконец, третье предложение – это дифференциация самого НДПИ для газовой отрасли. Я напомню, что недавно на Правительстве мы рассматривали вопрос об увеличении фискальной нагрузки, но с учётом текущего состояния самой отрасли, текущих трендов на газовом рынке, в том числе за счёт установления нового порядка исчисления НДПИ. По оценкам, это позволит увеличить поступления в федеральный бюджет на определённую сумму (не столь существенную, но тем не менее достаточно значимую) порядка 17 млрд. Вместе с тем очевидно, что разработка новых месторождений природного газа требует стимулирующего подхода и к их регулированию.
Мною также давалось поручение проработать вопрос введения формулы расчёта ставки НДПИ на природный газ, начиная с 2014 года. Имеется в виду дифференциация этого налога в зависимости от горно-геологических и географических факторов. Тоже можем поговорить о том, что сделано и какие есть в настоящий момент предложения. Такова повестка дня. Давайте начнём работать.