фото: Chtz-uraltrac.ru
На Челябинском тракторном заводе, в составе группы УВЗ входит в госкорпорацию Ростех, изготовили современную модель бульдозера Б11 с гидромеханической трансмиссией, который полностью управляется с помощью джойстиков.
Разработкой и испытаниями машин с электрогидроуправлением конструкторы предприятия занимаются несколько лет, но это первый бульдозер с так называемым «полным» джойстиком. Если на ранее изготовленных тракторах с помощью джойстика можно было управлять только движением машины, теперь же - и всем навесным оборудованием тоже. Два дополнительных джойстика приводят в движение бульдозерный отвал и рыхлитель.
Многолетние связи с екатеринбургским НПО «Автоматика» помогли тракторостроителям подобрать для «проекта Б11» электронный контроллер - это своего рода бортовой компьютер - и оперативно разработать управляющую программу для него. Благодаря применению контроллера и джойстиков режим поворота осуществляется именно в той последовательности, в какой она и должна быть: сначала размыкается фрикцион, потом включается тормоз (хотя предусмотрен и аварийный режим с прямым выходом на тормоз). Такая схема исключает вероятность того, что неопытный оператор сожжет тормозные ленты, поворачивая только торможением, без использования фрикциона - электроника не допустит этого.
Создатели машины с «полным» джойстиком стремились сконструировать ее не только качественной, отвечающей запросам потребителей, но и технологичной, экономически выгодной. На новом агрегате отсутствует сервирующий механизм - часть системы управления трансмиссией. Он стал не нужен, когда появилась электронная система управления. Поэтому отпала необходимость в изготовлении для трактора сложного механического узла с множеством деталей. Это упростило «начинку» машины, но, с другой стороны, сделало ее более надежной.
Кроме того, наличие джойстиков позволило превратить кабину трактора в «капсулу», где уровень шума уменьшился на два децибела. А для комфорта оператора боковые стекла оснастили сдвижными форточками.
- Сейчас новая машина проходит заводские испытания. После их завершения она будет передана на подконтрольную эксплуатацию одному из предприятий-потребителей. Управлять ею будет не опытный заводской испытатель, который хорошо знает и бережет новинку, а, как говорится, первый попавшийся штатный тракторист, которого после короткого обучения посадят на этот Б11. В феврале должно начаться изготовление опытно-промышленной партии таких тракторов. В 2019 году намечается начать и серийный выпуск машины с новой системой управления, - подводит итог главный конструктор заводского специализированного конструкторского бюро по дорожно-строительной технике Леонид Вершинский.