https://s13.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/10554854/inx960x640.jpg
фото: kp.ru

Антимонопольное ведомство сегодня завершило обсуждение этого документа

За это время проведено заседание Экспертного совета ФАС России по информационным технологиям, совещание с разработчиками ПО и производителями устройств, Концепция неоднократно дорабатывалась и уточнялась по замечаниям членов Рабочей группы.

В состав Рабочей группы вошли представители производителей программного обеспечения, оборудования, операторов связи, объединений, юридических компаний (всего – более 30 организаций).

Концепция разработана во исполнение плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации, в соответствии с положениями Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, Указа Президента РФ об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции, Федерального проекта «Информационная безопасность» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».

«По мнению ФАС России, Концепция отвечает целям развития конкуренции, защиты интересов потребителей, обеспечения национальных интересов при развитии информационного общества, обеспечения конкурентоспособности российских информационных и коммуникационных технологий на международном уровне. Концепцией предусмотрены два аспекта:

1. Установление требований к пользовательскому (абонентскому) оборудованию связи по наличию предустановленных отечественных программных продуктов (сервисных приложений) аналогичной функциональности, включая программные продукты;

2. Установление требований к пользовательскому оборудованию связи по обеспечению возможности полной удаляемости предустановленных программ, за исключением сервисных, обеспечивающих функционирование оборудования», - рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Формирование Концепции осуществлялось ФАС России с учетом практики рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, и выявленных в ходе рассмотрения таких дел барьерах доступа на рынок. В частности, как было установлено ФАС России в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Google, предустановка мобильных приложений является самым эффективным каналом «доведения» приложений до конечного потребителя. Предустановка, как самый эффективный канал, приоритетно используется разработчиками операционных систем. Устройства обращаются на глобальном рынке, и российским разработчикам, которые не распространяют свои продукты по всему миру, очень сложно «зайти» в канал предустановки и конкурировать с владельцами мировых операционных систем.

«Таким образом, глобальные компании получили конкурентное преимущество для продвижения собственных приложений и сервисов, используя практику связывания продуктов. Отсутствие возможности для потребителя удалить предустановленные приложения закрепляет конкурентные преимущества», - отметила начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева.

Концепция направлена на:

- обеспечение возможности для российских разработчиков попасть в канал предустановки наряду с продуктами глобальных компаний – а потребитель уже сам сделает выбор, чем он будет пользоваться;

- обеспечение возможности для потребителя сделать выбор, какие приложения он хочет видеть на своем устройстве, а какие – нет. При этом приложений, обеспечивающие функционирование устройства и операционной системы, удаляться, разумеется, не должны.

В рамках работы над Концепцией членам Рабочей группы предлагалось определить категории оборудования, которое должно соответствовать требованиям по предустановке и удаляемости, а также классы программного обеспечения, которое должно быть предустановлено. На сегодня таких классов определено 4:

- программы, обеспечивающие поиск в сети Интернет (браузеры, самостоятельные поисковые приложения, приложения, обеспечивающие функциональность общего поиска в сети Интернет в качестве функциональности внутри других приложений); - антивирусное программное обеспечение;

- программное обеспечение, реализующие геопозиционирование пользователя (карты, навигаторы);

- программное обеспечение, реализующее функции обмена электронными сообщениями между пользователями информационной системы.

При этом выбор производителей ПО, процедуры предустановки остается за производителями устройств.

Реализация Концепции, по мнению ФАС России, должна обеспечить для российских разработчиков равные условия деятельности на рынке, и защиту интересов потребителей.

Так например, недавно в СМИ появилась информация, что пользователи Samsung недовольны невозможностью удалить Facebook со смартфонов: на смартфонах Samsung Galaxy S8 было предустановлено приложение Facebook, которое невозможно удалить. Пользователи выражают беспокойство, которое в том числе обусловлено скандалами вокруг социальной сети, связанными с конфиденциальностью данных ее пользователей. Но даже если не учитывать эти озабоченности, то все равно пользователь приложения должен иметь возможность удаления ПО, которым он не желает пользоваться.

Исходя из того, что другие модели даже того же производителя не содержат предустановленный неудаляемый Facebook, скорее всего, это приложение не обеспечивает функционирование ни операционной системы Android, ни самого смартфона – так почему пользователи не могут удалить это приложение, если не хотят им пользоваться?

В ходе сегодняшнего обсуждения были высказаны позиции членов Рабочей группы как по факту разработки Концепции, так и по ее отдельным положениям. Категорически против разработки предлагаемых ФАС России мер высказался РАТЭК, также отрицательное мнение высказали представители иностранных разработчиков программного обеспечения и оборудования (Apple, Microsoft, Intel).

Российские разработчики, операторы связи, юридические компании (Мэйл, Лаборатория Касперского, МТС, МегаФон, РУССОФТ) поддержали Концепцию, отметив, что предложенные мероприятия будут способствовать развитию конкуренции на рынке.

По итогам обсуждения ФАС России уточнит Концепцию с учетом конструктивных замечаний, высказанных участниками. Будет подготовлен проект поправок в законодательство и направлен в Минсвязи.

«При этом мы также учтем международный опыт аналогичного регулирования в других странах: Южной Корее, Китае, являющихся одними из крупнейших поставщиков оборудования», - отметил Анатолий Голомолзин.