http://s3.uploads.ru/t/oELew.jpg

18 января в Государственной Думе на заседании рабочей группы по подготовке Федерального закона «Об аквакультуре» депутаты обсудили с представителями Минсельхоза, Государственно-правового управления Президента РФ, Росрыболовства и экспертным рыбацким сообществом внесённые Правительством поправки к проекту закона.

В своём выступлении депутат Максим Шингаркин отметил, что по данным Римского клуба с учётом роста населения уже через 50 лет невозможно будет прокормить людей продуктами естественного происхождения. Развитие аквакультуры – это значительный вклад в продовольственную безопасность Российской Федерации, а также в поддержание и развитие биоразнообразия водоёмов. По словам депутата, если фауне в законопроекте уделено достаточно внимания, то флора практически не нашла в нём отражение. А эта упущенная ниша может стать площадкой для развития малого и среднего бизнеса и создания новых рабочих мест.

Спорным оказался вопрос, – к какому виду продукции в итоге отнести аквакультуру. Например, Водный Кодекс РФ запрещает сельхоздеятельность в водоёмах питьевого назначения, а таких водоёмов у нас значительная часть.

Вице-президент Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий предпринимателей и экспортеров Владимир Измайлов подчеркнул, что в странах ЕС аквакультура отнесена к сельскохозяйственной деятельности и ведётся по сельхозяйственным программам. В качестве примера он привёл классификацию Международного банка реконструкции и развития (Всемирный банк), где аквакультура отнесена к сельскому хозяйству как виду экономической деятельности, и на основании этого получает по условиям ВТО все преференции как сельское хозяйство. В то же время рыболовство отнесено к промышленности, на что ВТО не даёт никаких преференций.

Накануне заседания рабочей группы Ассоциация «Росрыбхоз» провела совещание с представителями бизнеса всех рыбохозяйственных бассейнов. По словам председателя правления Ассоциации Василия Глущенко в соответствии с международным стандартом определение понятия «аквакультура» необходимо дополнить словами - «в том числе рыбоводство». Товарное рыбоводство следует отнести к сельскохозяйственной деятельности, а воспроизводство водных биоресурсов отнести уже к природоохранной деятельности, к сфере природопользования.

Единогласно, по мнению всех участников рабочей группы, в доработке нуждается статья 6 «Право собственности на объекты аквакультуры». По сути, эта статья является одной из ключевых в законе, практически его главной целью. Инвестиции в отрасль придут только в том случае, если будет защищён хозяйственный субъект, когда у него будут все права на произведённую продукцию, когда эту продукцию можно будет купить, застраховать. Кроме того, в скором времени Россия вступает во Всемирное и Европейское Общество Аквакультуры, и к этому моменту у страны должен быть Закон.

Итоги заседания рабочей группы прокомментировал председатель подкомитета по водным ресурсам Георгий Карлов.

- Проявились вопросы дефиниций и разночтений понятий законопроекта с нормами и определениями Таможенного Союза, ЕС, а также рядом российских и международных правовых актов. Следующее заседание Рабочей группы по подготовке проекта ФЗ «Об аквакультуре» решено провести в конце февраля. За месяц будет уточняться понятийный аппарат законопроекта, будут дорабатываться его базовые статьи с первой по шестую включительно. Опыт законодательства зарубежных стран может оказаться востребованным российскими рыбаками. Законопроект комплексный. Необходимо проработать отдельно его сельскохозяйственный и природоохранный аспекты. Введение категории «товарное рыбоводство» сняло бы многие неопределённости в части собственности на продукцию аквакультуры. Определить выращенную продукцию как товарный продукт – возможно, стало бы для всех оптимальным решением. Товарное рыбоводство логично отнести к сельскому хозяйству, а воспроизводство водных биоресурсов к природоохранной деятельности, к сфере рационального природопользования и управления водными биоресурсами».