О создании Либеральной платформы в партии «Единая Россия»
Мы, политики и общественные деятели, преданные идеям либерализма – то есть гражданским и политическим свободам, свободе предпринимательства и труда, свободе собственности – входящие и не входящие в партию «Единая Россия», но не видящие принципиальных противоречий между своими позициями и ее программой, в целях формирования мощного либерального политического центра, развития демократических начал в партии «Единая Россия» заявляем о создании Либеральной политической платформы партии «Единая Россия», открытой для всех сторонников либеральных идей, а не только членов партии.
Мы считаем, что:
процветание и справедливость для всех граждан России не могут быть достигнуты без либеральных идей и что образ процветающей России – это образ страны свободы;
либеральные идеи можно реализовать только с сильным государством, способным защитить свободы от внешних и внутренних угроз;
самой надежной опорой всех свобод является национальная буржуазия;
средства массовой информации должны помогать решению задачи объединения нации;
национальное гражданское общество должно взять на себя задачу самоорганизации в решении проблем социальных институтов;
либерализм – это идея развития страны в том направлении, которое определяется в результате свободного выбора ее народа. Мы уверены, что либерализму присуще сочетание частного и общего интересов.
Основные задачи Платформы таковы:
активное продвижение либеральной точки зрения на актуальные и фундаментальные проблемы.
влияние на решения, принимаемые руководящими органами партии «Единая Россия», на решения президента, парламента и исполнительной власти России, а также на решения, принимаемые на всех уровнях власти.
выдвижение инициативных кадров, способных добиваться успехов на выборах
формирование наиболее дееспособных руководящих органов и, в итоге, усиление партии в целом.
По нашему мнению, в политическом поле России нет других партий, кроме «Единой России», способных реализовать либеральные ценности: свободу, частную собственность, справедливость, солидарность, суверенитет.
Свободу можно возводить к религиозным началам, и тогда свобода человека есть подобие абсолютной и благой свободы, поскольку человек создан по образу и подобию Божьему. Свободу можно возводить к началам социальным, и тогда она понимается как наделение человека всеми признанными правами вне зависимости от его положения в обществе, как освобождение личности от любых форм принуждения и от ограничений свободной самореализации, кроме тех ограничений, которые необходимы для обеспечения прав и свобод других членов общества.
Частная собственность является естественной основой реальной свободы, которая обеспечивает независимость человека от других людей и от государства.
Справедливость и солидарность создают и поддерживают в целостности социальную ткань, вне которой невозможны правовые институты, а значит и защита личности.
Суверенитет означает свободу всего народа от внешних сил, а также безусловный приоритет законов государства на всей его территории, без чего невозможна реализация прав человека.
Мы за честные выборы. Однако нам вовсе не безразлично, кто победит на максимально честных и прозрачных выборах. Поэтому при всем уважении к этому институту и недопустимости искажений результатов голосования, в политике мы выступаем за то, чтобы обеспечить конкуренцию между собой партий с содержательными конструктивными программами, а не между экстремистскими леваками и правыми радикалами, победа которых приведет лишь к насилию и беззаконию. Либералы никогда не принимали демократию безоговорочно. Они всегда считали, что демократия должна уметь защищаться. Вот почему в современном демократическом мире партии, выступающие за слом политических систем просто отсекаются от демократических институтов.
К сожалению, мы должны констатировать узость повестки дня, предлагаемой как властью, так и оппозицией. Мы видим свою задачу в том, чтобы разомкнуть этот узкий и искусственный круг. Повестка дня должна быть основана на задачах всестороннего развития России.
Ставшие в России привычными либеральные взгляды являются до странности узкой версией либерализма, извилистым ручьем обтекающей крутые берега российской жизни, и в силу этой узости почти не подразумевающей собственно свободы, свободы взглядов в том числе. Согласно этой версии, либерал должен:
отрицать роль государства в экономике, выступать за нерегулируемые свободные рынки, сокращение социальных расходов, выражать недовольство повышением пенсий, ждать очередного кризиса, который «наконец-то похоронит режим»;
в случае кризиса желать, чтобы закрылось как можно больше предприятий (ради повышения эффективности), не замечать, что в Европе и США правительства активно поддерживают в кризис свои экономики за счет бюджета;
отрицать наличие чего-либо позитивного в советском опыте, стремиться к защите различных маргиналий;
считать, что «Россия должна стать обычной, средней европейской» страной, считать, что все, приходящее с Запада, заведомо лучше всего, что можно найти в России, включая область идей;
запрещать себе задаваться вопросом, каковы политические и экономические программы лидеров оппозиции;
считать, что все проблемы решают свободные выборы, верить, что увеличение демократии всегда ведет к росту эффективности государства;
мечтать выступить в парламентах других стран с обвинениями в адрес России, считать эти институты более важными, чем российская Государственная Дума;
не подавать руку «слугам режима», кроме тех из них, кто занимает по-настоящему высокое положение;
быть уверенным, что «за 12 лет в стране ничего хорошего не произошло»;
считать, что только одна точка зрения имеет право на существование, и не удивляться, почему в «толерантной» либеральной среде существует запрет на иные взгляды.
Перечисленное имеет в совокупности несколько карикатурный вид, но легко убедиться, что все это взято из жизни. Такая примитивизация либеральной повестки делает либеральные взгляды крайне непопулярными в более широких общественных кругах. Но, возможно, именно это и надо, в этом случае уже ничто не мешает ряду «борцов» чувствовать себя сектой избранных.
На базе такого понимания либерализма возникло несколько политических течений, которые следовало бы классифицировать как псевдолиберализм, и которым мы считаем принципиально важным отказать со своей стороны в статусе собственно либеральных. Мы отказываем в этом следующим, представленным сегодня в России идеологиям:
На базе такого понимания либерализма возникло несколько политических течений, которые следовало бы классифицировать как псевдолиберализм:
радикальный либерализм, зовущий к развалу государства, к новой революции;
космополитический либерализм, отрицающий национальные интересы России и приносящий их в жертву чуждым политическим и экономическим интересам;
шовинистический либерализм, зовущий к изгнанию из России или отделению от нее малых народов и их государственных образований, а фактически к возвращению России в границы московского княжества XV века;
авторитарный либерализм, призывающий повторить в России преступные опыты Пиночета;
либертарианство, предлагающее фактически отказаться от социальных обязательств: пенсий, бесплатных образования и здравоохранения, а также от программ развития и технологического обновления экономики.
Истинный либерализм представляет собой иное, намного более многоплановое, терпимое, конструктивное и плодотворное явление.
Настоящий либерал желает свободы для всех. Силы псевдолиберализма хотят свободы только для себя. Их не устраивают ни пенсионеры, ни рабочие, ни нынешняя политическая элита, в которой многие из них когда-то не удержались. Активные на улицах крайние левые, как и крайне правые – этнические националисты, вообще не хотят свободы, они хотят только власти. Такова же и новая генерация блоговых и уличных активистов-манипуляторов, умело и цинично вербующих сторонников под обещания демократии.
Классики российской либеральной мысли советовали: «либерализм должен действовать с чрезвычайной осторожностью даже тогда, когда он приступает к устранению тех институтов административного строя, которые представляются ему излишними или даже вредными… [Поскольку] долгое его [государства] существование ведет к образованию умеренных и сдерживающих тенденций в государственной практике, так что и в рамках подобного государства развиваются и укрепляются многочисленные положительные стороны государственной системы, государства как такового. Наблюдение это в свою очередь зиждется на консервативной теории о прогрессе, глубоко связанной с самой сутью либерализма». Все эти соображения заставляют нас четко отличать радикализм от либерализма.
Идеи либерализма должны быть очищены от искажений, их истинный смысл должен быть донесен до граждан страны. Для этого надо вернуть политическому языку изначальные значения, включая такое понятие, как свободная объективная пресса. Среди СМИ, считающих себя либеральными, мы сегодня видим очевидные отступления от этого идеала и замену его ангажированностью одной группой, одной точкой зрения, настолько нетерпимо и даже тоталитарно звучащей, что удивляет причисление ее к либеральным.
При этом, с нашей точки зрения само собой разумеется, что либералы обязаны противостоять консервативно-реакционным тенденциям и любым действиям, связанным с уменьшением свободы, и непременно высказывать свою точку зрения по поводу таких действий даже в тех случаях, когда за ними обнаруживается некая целесообразность. Они также должны ратовать за расширение свободы везде, где оно не влечет за собой прямых, реальных и ощутимых угроз личности, обществу и государства. В общем случае либералы ставят интересы личности выше интересов общества и государства, считая, что интересы последних не могут ущемлять права и свободы личности.
Невозможно построение демократической страны без адекватного развития производительных сил. Мы, либералы, за частную собственность, но нельзя построить мощную экономику, опирающуюся на частную собственность, без крупных государственных проектов. Это и реалия времени – страна находится в условиях острой международной конкуренции, и историческая реалия: противникам «участия государства в экономике» необходимо вспомнить, что именно на таком участии было основано становление частного предпринимательства в эпоху раннего капитализма, которую мы сейчас, вынужденно, переживаем с опозданием от остального развитого мира, где, кстати, крупными госпроектами тоже отнюдь не гнушаются.
Несмотря на политическую турбулентность, мы считаем приоритетной сегодня для общества и государства экономическую повестку, так как именно экономические вопросы являлись всегда основанием для политических перемен, а их успешное решение служит основанием для политической стабильности. В числе первоочередных задач мы видим создание в России полноценной финансовой системы, работу над расширением кредитных возможностей для национальной буржуазии, в частности, над радикальным снижением процентной ставки. Если государственная власть решит проблему экономического роста и рабочих мест, она решит проблему с протестами.
Мы заявляем и настаиваем на том, что важнейшим ограничителем экономической свободы сегодня в России является политика денежных властей. Ее называют «либеральной». Это величайшее заблуждение. Скорее ее можно было бы назвать «неолиберальной», но дело не в нюансах терминов. В реальности это политика, ограничивающая свободу экономической деятельности человека, домохозяйств, компаний. Эта политика характеризуется запредельными, как уже было сказано, ставкой рефинансирования и основанными на ней ставками банковского сектора. Она характеризуется высоким уровнем налоговых изъятий, у малого и среднего бизнеса прежде всего. Она ни в какой мере не поощряет вложение денег в инновационное развитие, и вообще инвестиции. Для нее характерен, с другой стороны, очень низкий уровень денежного предложения. Она оперирует исключительно узким кругом инструментов денежного рынка, до крайности сужая финансовую базу экономики. Эта политика делает слишком высокой стоимость ипотечного кредита. Все это в целом подрывает экономическую основу свободы личности в рыночной экономике. Не только бизнесмен, но и рабочий, и представитель креативного класса, и молодая семья испытывают чрезмерный дефицит денег и все время балансируют на грани благосостояния и бедности при такой экономической политике.
Наши предложения в области экономической политики таковы:
Уровень процентных ставок в стране должен быть принципиально снижен.Это потребует целого комплекса мер, в том числе снижения ставки рефинансирования ЦБ. Снижение уровня процентных ставок только поможет преодолеть инфляцию, вопреки ложному утверждению о скачке инфляции в таком случае, так как увеличится предложение товаров и услуг на внутреннем рынке. Конкуренция возрастет, а цены – понизятся.
Необходимо вменить ЦБ и финансовым властям цели формирования и стимулирования политики роста, а не только контроля за инфляцией.
Снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, которую несет бизнес, и ни в коем случае не допускать новых форм ее увеличения, как это происходит в настоящее время в отношении малого бизнеса.
Сделать пенсионные накопления источником инвестиционных «длинных денег».
Обеспечить развитие облигационного рынка как способа привлечения инвестиций в развитие промышленности и строительства жилья, безынфляционного роста денежных агрегатов и капитальной базы экономики.
Необходимо изменить характер межбюджетных отношений. Регионы и муниципалитеты должны получить возможность свободного экономического развития, в соответствии с местными условиями, для чего следует перераспределить бюджетные доходы в их пользу. В случае с муниципалитетами это еще и создаст экономическую основу для важнейшей формы политической свободы личности – участия в местном самоуправления.
Целью госкомпаний должна быть не прибыль и конкуренция с частным бизнесом, а способствование его развитию и функционированию свободных рынков. Госпрограммы должны быть направлены на развитие внутреннего производства, они способны сформировать огромный новый спрос и тем самым повысить уровень благосостояния.
Подлинная, прочная свобода основывается на фундаменте частной собственности. В целом у института частной собственности в России огромные перспективы. При этом он требует для своего развития и государственной, и, что может быть еще важнее, общественной поддержки. Либеральная платформа собирается провести мощную PR-компанию в поддержку института частной собственности. Каждый взрослый человек в России должен почувствовать, что он имеет право, возможность и знает как приобретать, владеть, совершенно свободно распоряжаться, использовать для своего удобства, удовольствия, роста своего благосостояния, своего богатства частную собственность. Чем шире мы будем пропагандировать важность и благотворность института частной собственности, тем надежнее она будет защищена, так как ее сила в общественном мнении.
Мы не сторонники элитарной версии либерализма. В социальной области мы считаем своей целью достижение реального равенства в получении достойного бесплатного образования всех уровней и достойного уровня бесплатного медицинского обслуживания. В целом мы видим либерализм как равный для всех доступ к возможностям, а справедливость, в свою очередь, – как равный доступ к свободам.
Таким образом, российский политический либерализм должен быть не узким течением, особенно суженным в последнее время, когда все вопросы общественной дискуссии оказались сведены к двум-трем, а идеологией и политической платформой, работающей с как можно более широкой, общенациональной повесткой. И более того, саму национальную повестку следует расширять, включая туда новые масштабные планы развития страны, делая актуальным более широкий круг ценностей. Сегодня у правящего класса, будем говорить честно, нет новых ориентиров свободного развития России и ее народа.
При этом мы полагаем, что политическая роль опорного для нас класса буржуазии в современных условиях должна значительно возрасти.
Национальная буржуазия должна принять свою долю ответственности за развитие страны во всех его аспектах и выдвинуть свою политическую программу, что было бы логично в социальном государстве, основанном на рыночной экономике.
В своей работе мы предполагаем опираться на поддерживающих нас депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов региональных и местных собраний, политических активистов, интеллектуалов, журналистов – носителей либеральных идей, представителей национального капитала, всех тех, кто поддерживает наши идеи, принципы и предлагаемые решения.
Либеральная платформа, при открытом характере своей деятельности, формируется как идеологическая платформа в партии «Единая Россия». Мы видим одну из ее главных задач в том, чтобы способствовать росту влияния и авторитета партии на основе ее модернизации и совершенствования методов внутрипартийной работы и работы по взаимодействию с обществом.
Партия «Единая Россия» сегодня доминирует и в парламенте страны, и практически во всех регионах. Это позволило ей решить многие задачи, которые ставились при ее создании: консолидацию общества и политических элит и создание механизма для проведения назревших к тому моменту экономических и политических реформ. При этом очевидно, что в настоящее время уровень внешней конкуренции со стороны оппозиции возрастает. Время нахождения «Единой России» в «административном заповеднике» исчерпано. Тем более что за прошедшие более чем десять лет существования партии в ее деятельности накопился ряд негативных проблем, требующих своего неотложного решения:
«Единая Россия» должна сделать ставку исключительно на политические методы партийной работы, максимально ограничив искушение решать проблемы через использование административного ресурса. Внутрипартийные дискуссии с привлечением к участию в них максимального числа членов партии и сочувствующих должны стать правилом. Съезды партии по масштабу обсуждаемых проблем и широте дискуссии должны стать главным политическим событием года, задавая пример остальным партиям. На выборы члены партии должны выходить с полноценной политико-экономической программой, принимаемой на основе дискуссии и компромисса различных идеологических платформ.
В партии есть достаточное количество людей, способных к полноценной политической работе. Накопился и опыт отличных от бюрократических подходов к партийной работе. Это опыт проведения первичных выборов (праймериз), кадровых конкурсов (и проектов), функционирования дискуссионных клубов. При наличии соответствующей политической воли весь этот кадровый и технологический потенциал может быть использован при модернизации партии.