В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 195125-6 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами Государственный Думы Г.А. Зюгановым, Н.В. Коломейцевым, В.И. Бессоновым, В.А. Коломейцевым (далее – законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон о розничных рынках), наделив субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению сроков капитального и некапитального строительства розничных рынков в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами с правом использовать на рынках временные строения и сооружения.
Также предусматривается увеличение срока применения упрощенной формы договора о предоставлении торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, до 1 января 2020 года.
Пунктом 2 законопроекта признается утратившей силу норма Закона о розничных рынках, касающаяся требований к оборудованию и застройке сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на указанных рынках.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, содержащиеся в статье 24 Закона о розничных рынках сроки о переводе рынков в капитальные здания, строения, сооружения, являются преждевременными для большинства субъектов Российской Федерации, где для такого перехода еще не сложились необходимые условия и нет соответствующих финансовых средств.
Необходимо отметить, что требования по обустройству розничных рынков в части капитальных строений обусловлены задачами обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также соблюдения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и о градостроительной деятельности.
С учетом сложностей перевода деятельности розничных рынков в капитальные строения переходный период неоднократно продлевался в соответствии с Федеральными законами от 17 июля 2009 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и от 6 декабря 2011 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Так, для розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, срок вступления запрета на использование временных сооружений был перенесен с 1 января 2010 года на 1 января 2012 года, а впоследствии на 1 июля 2012 года, в отношении розничных рынков, находящихся в других населенных пунктах, с 1 января 2010 года на 1 января 2013 года.
В настоящее время установленные требования вступили в силу.
Таким образом, предусмотренное законопроектом наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению сроков перевода розничных рынков в капитальные здания, строения, сооружения поставит в неравные условия управляющие рынками компании, выполнившие требования статьи 24 Закона о розничных рынках, и управляющие компании, не предпринявшие соответствующих действий по приведению объектов розничных рынков в соответствие с Законом о розничных рынках до предусмотренного срока.
Относительно продления срока применения упрощенной формы договора о предоставлении торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством, следует отметить, что частью 6 статьи 15 Закона о розничных рынках предусмотрена упрощенная форма договора о предоставлении торговых мест указанным лицам на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке и на универсальном рынке.
Кроме того, в соответствии со статьей 15 Закона о розничных рынках торговые места на универсальных рынках гражданам, осуществляющим продажу сельскохозяйственной продукции, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства и занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством, предоставляются в обязательном порядке.
Сообщаем, что в целях поддержки развития розничной торговли в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ) органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется право организовывать ярмарки в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 11 Закона № 381-ФЗ предусмотрено предоставление мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством.
В этой связи Законом о розничных рынках и Законом № 381-ФЗ предусмотрены нормы, обеспечивающие возможность предпринимателям и гражданам, а том числе и фермерам, садоводам, беспрепятственно осуществлять деятельность по продаже ими сельскохозяйственной продукции, а также заключать договоры о предоставлении торговых мест по упрощенной форме.
Также в законопроекте содержится термин «некапитальное строительство», который не определен как законопроектом, так и законодательством Российской Федерации.
Таким образом, предоставление субъектам Российской Федерации полномочий по установлению сроков капитального и некапитального строительства розничных рынков в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами с правом использовать на рынках временные строения и сооружения, а также продление срока применения упрощенной формы договора о предоставлении торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, необоснованно отложит реализацию норм Закона о розничных рынках, направленных на создание на розничных рынках условий торговли, в полной мере отвечающих требованиям по защите жизни, здоровья людей, общественной безопасности, прав потребителей.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.