На заседании Правительства РФ Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации
С. Донской представил государственную программу Российской Федерации, которая определяет состояние и перспективы развития экономики страны за счёт использования минерально-сырьевых, водных и охотничьих ресурсов. Мероприятия по воспроизводству, использованию и сохранению этих видов природных ресурсов представлены в соответствующих трёх подпрограммах, они представлены на слайдах. В отдельную подпрограмму выделено обеспечение реализации государственной программы в целом.
Для устойчивого обеспечения экономики страны запасами минерального сырья и биологической информацией о недрах в рамках подпрограммы «Воспроизводство и использование минерально-сырьевой базы и геологическое изучение недр» будут решаться следующие задачи: повышение геологической изученности территории Российской Федерации и её континентального шельфа, Арктики и Антарктики, получение геологической информации, воспроизводство минерально-сырьевой базы и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов. Минерально-сырьевой комплекс, как известно, является мощным фактором развития отечественной промышленности, служит базой для инновационного развития экономики. Он также работает на оборону, безопасность и обеспечение геополитических интересов государства. Наряду с ростом внутреннего потребления минерального сырья прогнозируется опережающий спрос на нефть, газ, редкие, редкоземельные, чёрные, цветные металлы развивающимися странами Азии и Латинской Америки. Это позволяет и дальше российскому минерально-сырьевому комплексу обеспечивать лидирующие позиции на рынках основных потребителей полезных ископаемых. Вместе с тем в сфере геологического изучения и использования недр накопился ряд проблем. Это недостаточная геологическая изученность территории страны – мы по ряду показателей существенно отстаём от мировых значений. Сокращается поисковый задел для открытия месторождений, уменьшается средний объём открываемых месторождений. В среднем сейчас открываются месторождения в размере 3 млн т. Центр развития геологоразведочных добычных работ смещается в труднодоступные регионы с неразвитой инфраструктурой. Недостаточны темпы технического перевооружения геологоразведочного производства, очень часто осуществляются несовершенные меры государственного регулирования в области недропользования.
Для решения обозначенных проблем в подпрограмме предусмотрены мероприятия, выполнение которых позволит к 2020 году повысить геологическую изученность территории страны современными государственными картами миллионного и двухтысячного масштабов до 100% территории страны; создать поисковый задел по перспективным площадям интенсивно добываемых полезных ископаемых; повысить инвестиционную привлекательность геологического изучения недр, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнёрства; обеспечить простое воспроизводство запасов основных видов полезных ископаемых (например, золота – порядка 500 т в год, железных руд – 200 млн т в год, урана – 3 тыс. т в год); оценить ресурсный потенциал и перспективы использования таких нетрадиционных источников углеводородного сырья, как сланцевый газ, метан угольных пластов, газогидраты, и усилить контроль за выполнением лицензионных соглашений. Общий объём финансирования мероприятий подпрограммы составит свыше 3 трлн рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 359 млрд рублей. Реализация программных мероприятий обеспечит устойчивое минерально-сырьевое обеспечение отраслей экономики и экспортных обязательств страны, поддержание занятости населения и создание более 300 тыс. новых рабочих мест с учётом сопряжённых производств и создание центров экономического развития в настоящее время в депрессивных, удалённых регионах и зонах особых геополитических интересов России.
Перейду к подпрограмме использования водных ресурсов вместе с федеральной целевой программой развития водохозяйственного комплекса. Здесь достижение цели планируется в рамках решения следующих задач: обеспечение социально-экономической потребности в водных ресурсах; сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищённости населения, объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; повышение эксплуатационной надёжности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйственных, путём их приведения к безопасному техническому состоянию.
Водохозяйственный комплекс в целом эффективно обеспечивает текущие водоресурсные потребности Российской Федерации. При этом основной проблемой развития водохозяйственного комплекса России является нерациональное использование водных ресурсов. Здесь водоёмкость внутреннего валового продукта России составляет около 2,3 куб. м на 1 тыс. рублей и значительно превышает аналогичные показатели экономик таких стран, как Германия, Франция, США, Канада.
Сохраняются высокий уровень сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, вызванный высоким износом сооружений и использованием устаревших технологий производства и очистки вод; наличие в отдельных регионах Российской Федерации дефицита водных ресурсов, связанных с неравномерностью их распределения и ограниченностью регулирующих возможностей водохранилищ для удовлетворения потребностей населения и экономики; значительный уровень износа гидротехнических сооружений; значительная площадь территории, подверженной негативному воздействию вод, на которой проживает более 4,5 млн человек.
На решение указанных проблем подпрограммой предусмотрены мероприятия, объём финансирования которых составляет 541 млрд рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 317 млрд рублей. Реализация подпрограммы позволит к 2020 году добиться улучшения показателей функционирования водохозяйственного комплекса. В рамках подпрограммы уже реализуются такие социально значимые мероприятия, как работа по переустройству водохозяйственного комплекса низовьев Волги, стабилизация русловых процессов в бассейне реки Амур, инженерная защита от наводнения города Крымска.
Предлагаемые Минфином России сокращения финансирования ФЦП в 2016 году на 19 млрд рублей, в 2017 и 2018 годах соответственно на 17 и 15 млрд рублей приведут к резкому снижению наших возможностей по повышению эффективности запланированных мероприятий. При этом для сохранения существующих параметров финансирования программы ресурсы можно было бы изыскать и в водохозяйственной сфере. С 2004 года в нашей стране не индексировалась ставка платы за воду и ставки водного налога. В качестве основных изменений платы за водопользование могут быть предложены индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами и расширение перечня водопользователей, являющихся плательщиками, а также внесение изменений, стимулирующих внедрение приборов учёта водных ресурсов. Такая работа уже была проведена в 2010 году, однако в силу объективных обстоятельств дальнейшие шаги в части внесения изменений в законодательство сделаны не были.
По нашим расчётам, дополнительные поступления в бюджетную систему за счёт индексации ставок могут составить около 13–15 млрд рублей в год. С учётом незначительной, не более 1%, доли данных платежей в структуре себестоимости плательщиков они не станут дополнительным бременем для водопользователей, в то же время рост поступлений в бюджет может служить дополнительным источником, который позволит сохранить финансирование программы на текущем уровне. И, если можно, прошу, Дмитрий Анатольевич, дать поручение Минприроды, Минфину проработать этот вопрос в рамках продолжения работы над программой.
Следующая подпрограмма – «Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов». Целью подпрограммы по охотничьим ресурсам является обеспечение сохранения и воспроизводства популяции животного мира и стабилизация его численности. В настоящее время состояние популяции большинства видов охотничьих ресурсов характеризуется существенным разрывом между фактической численностью и возможной расчётной биологической продуктивностью диких животных. Это вызвано в первую очередь высоким уровнем браконьерства, высокой численностью хищников (и прежде всего волка), низким уровнем качества осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания. В условиях децентрализации системы управления в сфере сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов с передачей соответствующих полномочий на уровень субъектов Российской Федерации определился ряд проблемных вопросов, требующих разрешения при осуществлении переданных полномочий. И первостепенными среди них являются сложившийся невысокий уровень федеральных субвенций, что особенно актуально для дотационных регионов, связанное с этим недостаточное число государственных охотничьих инспекторов в муниципальных районах.
На сегодняшний день объём финансирования мероприятий подпрограммы за счёт средств федерального бюджета составляет 8,5 млрд рублей. Дополнительные меры по сохранению и воспроизводству охотничьих ресурсов потребуют увеличения бюджетных расходов. В частности, потребуется увеличение на 1,6 млрд рублей субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации по обеспечению исполнения переданных полномочий Российской Федерации по федеральному государственному охотничьему надзору.
Залогом успеха выполнения этой государственной программы является повышение качества использования государственных функций и государственных услуг в результате достижения целей так называемой обеспечивающей подпрограммы. Цели и задачи представлены на слайде: я не буду их зачитывать. В результате реализации в целом этой подпрограммы будет повышено качество и доступность государственных услуг в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов и достигнуто повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы в целом.
Объём финансирования программы, как уже было сказано, составляет свыше 3,6 трлн рублей, из них за счёт средств федерального бюджета – 698 млрд рублей. Запланированные объёмы бюджетного финансирования в целом соответствуют предельным лимитам расходов федерального бюджета на реализацию программы, доведённым Минфином. Однако предложенные Минфином схемы финансирования программ по годам вносят существенную диспропорцию в обеспечение реализации программных мероприятий – в частности, по ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах», утверждённой только в апреле прошлого года, Минфином предлагается сократить объём финансирования в 2016– 2018 годам на 55 млрд рублей с удвоением лимита финансирования в 2019–2020 годах. Принимая в качестве базового варианта финансирования программы схему, предложенную Минфином, мы заведомо в столь важном документе стратегического планирования закладываем условия, создающие риски для выполнения поставленных Правительством задач.