Дмитрий Медведев принял участие в военно-промышленной конференции «Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации».
Сегодня в состав оборонно-промышленного комплекса входят 1,3 тыс. организаций, в которых работает около 2 млн человек. Это не просто цифра: за этой цифрой вне всякого сомнения сильные традиции, уникальный опыт и огромный потенциал нашей отрасли, перед которой сегодня стоят весьма масштабные задачи – задачи, которые связаны с переоснащением армии и флота. Напомню, что доля новой техники и вооружений к 2020 году должна составить 70%, причём эти 70% в абсолютном большинстве, в подавляющем большинстве должны производиться на наших оборонных предприятиях.
Одновременно с новой государственной программой вооружения запущена и программа модернизации российского оборонно-промышленного комплекса. На две эти программы выделены абсолютно беспрецедентные средства, которые запланированы в бюджете, огромные деньги тоже. Эти средства, конечно, идут в том числе и с учётом компенсации многолетнего недофинансирования ОПК, которое у нас было, да и вообще промышленности в целом, и расходовать эти деньги нужно максимально грамотно и эффективно. Основная задача – в самые короткие сроки провести реструктуризацию оборонно-промышленного комплекса.
Вкладывая такие деньги в наш оборонно-промышленный комплекс, мы, конечно, ожидаем очень серьёзной отдачи. В 2013–2015 годах темп развития отрасли прогнозируется на уровне 10%, что существенно выше роста в целом ряде других отраслей нашей экономики. Рост производительности труда уже в этом году должен составить порядка 20%, что вообще очень важно для нашей экономики и крайне важно для промышленности и ОПК. Однако само по себе это, конечно, не случится, нужно как следует потрудиться. Важно сформировать те механизмы, которые обеспечат достижение этих целей, я коротко назову их.
Первое. Считаю одной из приоритетных задач создание крупных интегрированных структур. Этот подход в целом выдержал проверку временем. Консолидация сил по самым разным направлениям в ОПК необходима, современные армию и флот просто на коленке в кооперативах не создашь. Это, я думаю, сегодня всем понятно.
Второе. Нужно продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы. С 1 января вступил в силу закон «О государственном оборонном заказе». В Государственной Думе завершается рассмотрение проекта закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который придёт на смену легендарному или, если хотите, пресловутому 94-му закону. Должна заработать система долгосрочных контрактов, и только тогда оборонные предприятия смогут перейти на экономически обоснованный уровень рентабельности, чего, конечно, не скрою, все мы очень ждём. Формируется и методологическая база по вопросам ценообразования, эта тема сложная, иногда конфликтная, но завершать эти процессы необходимо. И вообще невозможно в течение года торговаться о ценах, игнорируя необходимость исполнения оборонзаказа по срокам. Это связанные вещи, и ответственность руководителей за выполнение заказа, конечно, должна быть персональной.
Третье. Мы занимаем серьёзные позиции на мировом рынке вооружений – второе место в мире по объёму продаж, – но удержаться нам с каждым годом всё более непросто, поэтому вывод один: необходимо постоянное движение вперёд. Речь идёт об освоении новых наукоёмких базовых и критических технологий для выпуска современной конкурентоспособной продукции. Нас жалеть никто не будет. Если сами расслабимся, нас обязательно сдвинут и впереди будут другие страны. Сами знаете, кто дышит нам в спину. Поэтому нужно обеспечить опережающий научно-технический задел для серийного производства перспективных систем вооружения, военной техники. Здесь необходима развёрнутая система поддержки и сопровождения инновационных проектов на всех стадиях, начиная от идеи и до получения коммерческого результата. Целью является появление или сохранение, если хотите, в оборонке конкурентоспособного сектора научных исследований и разработок, – того сектора, который всегда был очень силён в нашем оборонно-промышленном комплексе. Но этот научный сектор должен генерировать новые технологии. Для их, кстати, поиска и поддержки недавно был создан Фонд перспективных исследований.
Четвёртое, что необходимо делать. С учётом того, что мы живём в условиях глобального рынка, нам нужно использовать механизм частно-государственного партнёрства, который должен привлечь дополнительные средства в высокотехнологичные оборонные проекты. Этот опыт, кстати, вовсю применяется в мировой практике, здесь ничего нового мы не откроем, но, разумеется, нужно делать это более активно, в то же время с соблюдением соответствующих требований, включая требования по защите информации. Недавно при Военно-промышленной комиссии был создан Совет по государственно-частному партнёрству, который должен помочь в решении этих задач.
Пятое, что необходимо делать, – совершенствовать и стимулировать трансферт технологий. Именно передовые технологии, которые были созданы в ОПК, способны создавать в гражданской промышленности не только прорывные технологии, что само собой разумеется, но и экономический эффект, в том числе весьма значительный. Вы отлично знаете примеры такого двойного использования и появления соответствующих продуктов, которые изменили мир, – это и реактивные самолёты, и космические технологии, и связь, да и интернет тот же самый.
Важно, чтобы заказчики, наши силовые структуры, правоохранительные органы, начали совместную работу. Такая работа уже организована, в частности, между Минобороны и МЧС по робототехнике. В любом случае унификация позволяет снизить затраты и упростить последующее обслуживание оборудования. А некоторые продукты, совершенно очевидно, нужно создавать на основе общего заказа со стороны различных министерств, а не палить деньги, когда одной и той же темой занимаются все.
Кадры – шестая позиция. Утечка кадров из отрасли, можно считать, практически прекратилась. Это результат, которого мы достигли в том числе потому, что в отрасль пришли деньги. Но при этом мы должны понимать, как будет организована в ближайшие годы эстафета поколений, которой, кстати, гордилась оборонка советского периода, и гордилась по праву. Многие выдающиеся учёные, инженеры, конструкторы, по сути, вышли из оборонного комплекса, мы это знаем и помним. И Курчатов, и Туполев, и Ильюшин, и Калашников – эти люди составляли и составляют славу нашей страны, а их ученики и ученики их учеников до сих пор поддерживают на плаву лучшие конструкторские бюро и исследовательские центры.
Треть работников сейчас приблизительно – это люди не старше 35 лет, критически важно их удержать в отрасли. Это и зарплаты, и решение социальных вопросов, включая, конечно, жильё. Без этого молодых специалистов не сохранить. Особое внимание нужно уделять постоянному повышению квалификации. В ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года» запланирована подготовка около 200 тыс. инженерно-технических работников. Это крайне важно.