Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на обеспечение принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» разработан Минюстом России во исполнение указания Президента Российской Федерации от 6 декабря 2012 года №Пр-3258 в части реализации предложений, направленных на обеспечение принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений (абзац десятый подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике»).
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации.
Так, в статье 10 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» документом предлагается определить содержание понятия «внепроцессуальные обращения» и установить запрет на такие обращения к судье по делам, находящимся в его производстве, а равно к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда.
Согласно законопроекту внепроцессуальным обращением является письменное или устное обращение не являющегося стороной судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица, а также гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, а равно обращение участников судебного разбирательства к судье в не предусмотренной процессуальным законодательством форме.
Порядок и форма размещения информации о внепроцессуальных обращениях в сети Интернет, как предусмотрено законопроектом, будет установлен соответственно Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Соответствующие изменения законопроектом предлагается внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации , Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – в главы, содержащие основные положения, регулирующие судопроизводство, которые должны соблюдаться на всех стадиях судопроизводства.
При этом в УПК и КоАП дополнения вносятся в виде новых статей, поскольку данные кодексы в отличие от ГПК и АПК не содержат положений о соблюдении при осуществлении правосудия принципа независимости судей, предусмотренного Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Законом, составляющей которого является независимость и объективность при вынесении судебных решений.
С учётом того, что информация о внепроцессуальных обращениях и её содержание не подлежат обсуждению в судебном заседании, поскольку не являются предметом судебного разбирательства, изменения, предлагаемые законопроектом в процессуальные законодательные акты, предусматривают, что данная информация доводится до сведения участников судебного разбирательства путём её размещения в сети Интернет на официальном сайте суда. Кроме того, устанавливается, что указанная информация не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делу, а её наличие само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.
Документом также вносятся изменения в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», относящие информацию о внепроцессуальных обращениях к информации о деятельности судов.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.