В Набережных Челнах состоялось подписание трёхстороннего соглашения о сотрудничестве между ОАО «КАМАЗ», ОАО «Северсталь» и ОАО «Российские железные дороги», которое будет действовать до 2015 года.
Решение о подписании данного соглашения было принято после успешной реализации проекта «Создание эталонной системы управления процессом поставок», инициированного в своё время первым заместителем генерального директора ОАО "КАМАЗ" – исполнительным директором Юрием Клочковым. Проект опирался на концепцию «вытягивающего» производства, при котором объёмы продукции и сроки её изготовления на каждом производственном этапе определяются исключительно потребностями последующих этапов (в конечном итоге – потребностями заказчика). В ходе его реализации удалось снизить потери в процессе поставок в два раза и сократить на 30% время доставки череповецкого металлопроката на предприятия Камского автозавода.
В прошлом году производственные площадки и офисы «КАМАЗа» посетило более 125 представителей «РЖД» и «Северстали». Они изучали опыт компании в области внедрения принципов бережливого производства, работу Производственной системы «КАМАЗ» (PSK) на конвейере, побывали в кайдзен-классах, изучали PSK в офисах и смогли получить ответы на все интересующие их вопросы. Кроме того, встречи рабочей группы проекта состоялись и на Череповецком металлургическом комбинате.
По словам Юрия Клочкова, в результате совместной работы удалось устранить потери времени в пути следования составов по территории предприятий «Северстали» и «КАМАЗа», а также непосредственно по железной дороге. Общий объём отгруженного в адрес «КАМАЗа» череповецкого металлопроката по итогам 2012 года увеличился более чем в 4 раза, а общее время его доставки в Набережные Челны сократилось в 2,2 раза – с 19,3 до 8,7 дней. Экономический эффект от реализации проекта превзошёл все ожидания. «Благодаря ускорению доставки груза по железной дороге, снижению авансовых платежей и затрат удалось сэкономить более 121 миллиона рублей, - подсчитал исполнительный директор «КАМАЗа». - Это первый в России успешный опыт использования «вытягивающего» производства при выстраивании логистических цепочек между поставщиком и конечным потребителем, в котором задействованы «Российские железные дороги»».
В результате, стороны договорились о дальнейшем взаимодействии по совершенствованию производственной деятельности на базе философии Лин и инструментов бережливого производства. В рамках сотрудничества будет продолжен трёхсторонний обмен опытом по реализации передовых решений в области применения современных инструментов обеспечения качества, внедрения эффективных технологий бережливого производства, мотивации персонала, развития производственных систем. Кроме того, компании организуют совместное обучение специалистов по внедрению технологий бережливого производства.
В свою очередь, старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович отметил, что подобный проект был реализован в ОАО «РЖД» впервые. По его словам, в ходе практической реализации проекта с применением инструментов бережливого производства были определены ключевые потери в процессе создании ценности для клиента, как на уровне грузоотправителя и грузополучателя, так и на уровне перевозчика, то есть фактически был проведён комплексный анализ качества организации перевозочного процесса. «Реализация данного проекта показала эффективность применения технологий бережливого производства для выявления непроизводительных потерь при организации перевозочного процесса, повышения эффективности внутренних технологических процессов за счёт системной работы с грузоотправителем/грузополучателем по снижению издержек», - сказал Гапанович.