Мариинский театр сообщает подробную программу открытия нового театра (Мариинский-2), которое состоится в Санкт-Петербурге со 2 по 4 мая 2013 года. Открытие новой сцены, оснащенной самыми современными и совершенными технологиями, знаменует наступление новой эпохи в истории Мариинского театра. Благодаря уникальным возможностям новой сцены Мариинский театр станет театрально-концертным комплексом, не имеющим аналогов в России.
Торжества начнутся 2 мая Гала открытия под управлением Валерия Гергиева и при участии знаменитых артистов – инструменталистов, солистов оперы и балета – включая Ильдара Абдразакова, Юрия Башмета, Ольгу Бородину, Диану Вишнёву, Пласидо Доминго, Леонидаса Кавакоса, Екатерину Кондаурову, Ульяну Лопаткину, Алексея Маркова, Дениса Мацуева, Анну Нетребко, Евгения Никитина, Рене Папе, Михаила Петренко, Екатерину Семенчук, Сергея Семишкура, Владимира Шклярова, оркестра Мариинского театра, солистов Академии молодых певцов, детского хора, а также юных учеников Академии русского балета. Постановщики Гала – режиссер Василий Бархатов, художник Зиновий Марголин, художник по свету Дамир Исмагилов. Участие артистов разных поколений станет символом связи более чем двухсотлетней истории театра с его лидирующей позицией в современном музыкальном мире; данью богатым традициям прошлого и началом новой эры.
Важно отметить, что первыми зрителями нового театра станут старейшие работники Мариинки, ветераны ВОВ, заслуженные представители творческой и научной интеллигенции города. Они будут приглашены 1 мая на предпремьерное представление Гала-программы.
«Инаугурация Мариинки-2 еще раз подтвердит и упрочит великие традиции нашего театра, открыв ему дорогу в будущее, где станет возможным создавать самые современные произведения и новаторские постановки, о которых раньше мы не могли и мечтать», − заявил Валерий Гергиев, отмечающий в этом году 25-летие руководства театром. «Программа праздничного открытия призвана продемонстрировать высочайший уровень артистов нашего коллектива и нашей грандиозной сцены, связать историю Мариинского театра с современной аудиторией и с современными сочинениями самых разных жанров – оперой, балетом, симфонической музыкой».
3 мая Анна Нетребко исполнит заглавную партию в постановке Мариуша Трелински оперы Петра Чайковского «Иоланта». Также в ролях замечательные солисты Мариинской оперы Сергей Семишкур, Алексей Марков, Эдем Умеров, Сергей Алексашкин. Вечером этого же дня на сцене нового театра Мариинский балет представит «Драгоценности» в хореографии Джорджа Баланчина при участии Екатерины Кондауровой, Владимира Шклярова («Рубины»), Ульяны Лопаткиной, Данилы Корсунцева («Бриллианты»). На исторической сцене Мариинского театра в 16.00 – «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта. А в 22.00 Валерий Гергиев продирижирует программой в Концертном зале театра с участием прославленных музыкантов Юрия Башмета, Леонидаса Кавакоса, Дениса Мацуева, Вадима Репина.
4 мая торжества на новой сцене продолжатся вечером балета при участии Дианы Вишнёвой. В программе «Симфония до мажор» в хореографии Джорджа Баланчина и «Болеро» в хореографии Мориса Бежара. А вечером на исторической сцене прозвучит опера Джузеппе Верди «Набукко» при участии Пласидо Доминго, Марии Гулегиной, Екатерины Семенчук, Сергея Скороходова, Михаила Кита. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.
Справка о Мариинском-2:
Здание общей площадью 79 114 м2 станет одной из самых оснащенных театрально-концертных площадок мира. Зрительный зал может принять до 2 000 зрителей. В новом театре семь надземных и три подземных этажа. Предусмотрены главная, репетиционная и арьерсцены; репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра; вспомогательные помещения для 1 000 сотрудников театра; камерные площадки в фойе, где можно реализовывать просветительские проекты, ориентированные на детей и юношество; амфитеатр на крыше, который станет одной из площадок фестиваля «Звезды белых ночей»; служебная подземная парковка.
Мариинский-2 наряду с историческим зданием Мариинского театра, построенным в 1860 году, и Концертным залом, открытым в 2006 году, станет частью уникального по своим творческим и просветительским возможностям театрально-концертного комплекса. Этот центр с новой силой подтвердит статус Мариинского театра как крупнейшей культурной институции мира.
Внешний облик
Внешний фасад здания выполнен из бежевого юрского мрамора, прорезан высокими панорамными окнами различного размера и увенчан металлической крышей. За счет этих окон снаружи открывается вид на внутренний вестибюль театра, а изнутри – на Крюков канал. Над главным входом в театр (угол ул. Декабристов и Крюкова канала) размещен прямоугольный навес из стекла и металла.
С террас и из амфитеатра, расположенных на крыше здания, открывается потрясающий вид на город. Здесь в теплое время года будут проводиться камерные концерты.
Фойе
Двухуровневое главное фойе украшают подсвеченные стены из оникса, окружающие зрительный зал. Пол отделан мрамором сорта «император». Многочисленные окна, которые выходят на улицу Декабристов и Крюков канал, украшены панелями из бежевого юрского мрамора. Стеклянный фасад обеспечивает естественное освещение фойе в дневное время. В вечернее время фойе освещается люстрами, изготовленными на заказ компанией «Сваровски». Из фойе открывается исключительный по живописности вид на Мариинский театр, расположенный на другом берегу канала.
Зрительская часть спроектирована как неотъемлемый компонент всего здания и создает ощущение сопричастности театральному действию. Из фойе расходятся несколько лестниц, в том числе уникальная лестница из архитектурного стекла высотой 33 метра, расположенная в северной части и соединяющая все надземные уровни здания. Фойе делится на несколько отдельных зон разного размера.
Амфитеатр фойе, который находится на третьем этаже, будет использоваться для образовательных проектов, интерактивных просветительских программ для детей и юношества, камерных концертов и художественных выставок.
Зрительный зал
Хотя это современный зрительный зал, в его основе лежат те же принципы, что и в знаменитых оперных театрах XVIII и XIX века – изогнутая форма в виде подковы и три яруса балконов. Именно такая конфигурация обеспечивает уютную атмосферу, наилучшую акустику и прекрасный обзор, а значит, комфорт и удобство зрителей.
Резные облицовочные панели из бука, которые украшают балконы, спроектированы в соответствии с требованиями акустики. Поскольку ярусов три, а не четыре, пространство между ними увеличено, что способствует лучшему распространению звука (особенно в последних рядах).
Освещение сцены отвечает всем современным требованиям. Вместе с этим, за счет приборов акцентирующей подсветки, произведенных компанией «Сваровски» и размещенных на ярусах, зал сияет, как сияли старинные залы при свете небольших ярусных канделябров.
С учетом требований акустики пол зрительного зала выложен дубовым паркетом на деревянной подложке, а стены и потолок сделаны из окрашенного гипса.
Кресла для зрителей изготовлены итальянской компанией «Эстель», а обивка – датской фирмой Danish Art Weaving.
Стены центральной ложи обиты кожей и украшены буковыми панелями и светильниками от Сваровски.
Сцена
В новом здании театра предусмотрены основная, репетиционная и арьерсцена, а также просторные дополнительные помещения, разделенные звукопоглощающими перегородками и занавесами. Три сцены можно объединять в одну или использовать по отдельности в зависимости от характера постановки и технических требований.
Сценическое оборудование
Сценическое оснащение, выбранное для нового театра, позволяет присвоить ему статус уникального. Театр может работать практически по непрерывному циклу спектаклей, репетиций, выпусков и монтировок. Оборудование сценического комплекса спроектировано и установлено так, чтобы обеспечить выполнение этого непрерывного цикла работ с наибольшей степенью функциональности.
При разработке концепции сценического пространства были использованы самые передовые современные аналоги, взято всё самое лучшее из недавно построенных или реконструированных театров мира. Были использованы опыт реконструкции и лучшие технологические решения лондонского Ковент-Гардена, Королевской оперы Копенгагена, парижского театра Шатле и многих других.
Сценическое пространство разбито на зоны, каждая из которых выполняет свою, строго определённую функциональную нагрузку. Это – основная сцена, арьерсцена, боковые карманы, репетиционная сцена, монтажная и погрузо-разгрузочная с крупноузловой сборкой зоны. Такое деление делает возможным одновременное нахождение в сценическом пространстве декораций не менее 4-х спектаклей. При этом одновременно на основной сцене может проходить самый сценографически сложный спектакль, на репетиционной сцене – идти полноценная репетиция, в монтажной зоне осуществляться сборка декораций следующего спектакля, а в грузовом доке – погрузка или разгрузка других декораций.
Сцена оснащена системой накатных площадок и компенсаторов, подъемно-опускными площадками, точечными подъёмами. Все элементы механизации автоматизированы и приводятся в действие при помощи системы управления. Подобные решения позволяют реализовывать самые смелые постановки, творческий коллектив сможет работать без каких-либо технических ограничений.
Оркестровая яма
Оркестровая яма оборудована специальными акустическими панелями, что позволит изменять конфигурацию ямы в зависимости от количества музыкантов и акустических требований. Максимальная площадь ямы – 170 м2, вместимость – до 120 оркестрантов.
Кроме того, в оркестровой яме смонтированы три подъемные платформы: одна небольшая в задней части и две более крупные спереди. Они могут подниматься или опускаться в зависимости от состава оркестра и требуемых звуковых характеристик.
Акустика
Вторая сцена Мариинского театра спроектирована так, чтобы создать исключительную по своим характеристикам акустику. Объем зала – около 18 000 м3 – практически идеален. Он сопоставим с объемом ведущих мировых оперных сцен.
Пол в зале отделён от бетонного основания шумопоглощающими деревянными конструкциями.
По залу размещены цельные деревянные балюстрады со световыми элементами. Они перекрывают друг друга и способствуют лучшему рассеиванию звука. Также для лучшего распространения звука в зале установлены специально спроектированные изогнутые гипсовые панели размером от 2 до 3 метров. Поверхности этих панелей исполняют ту же роль, которую в исторических оперных театрах играли специальные декоративные элементы, улучшающие акустику зала.
Репетиционные залы
В новом театре предусмотрены просторные репетиционные залы: для балета, оркестра и хора, а также большие многофункциональные репетиционные залы и залы для индивидуальных репетиций. Стены и потолки репетиционных залов облицованы специальными звукопоглощающими панелями.
Амфитеатр на крыше
Из расположенного на крыше амфитеатра открывается замечательная панорама Петербурга. Этот амфитеатр, вмещающий до 200 человек, будет использован в ходе музыкального фестиваля «Звезды белых ночей».