http://s2.uploads.ru/t/7sAtc.jpg





На совещании, посвященном животноводству Дмитрий Медведев сообщил о дополнительных мерах господдержки развития данной отрасли.

Очевидно, что мы сегодня обеспокоены продовольственной безопасностью страны, тем более что у нас есть все шансы её обеспечить, в отличие, скажем, от периода советского и постсоветского. Мы говорим о текущей ситуации в АПК. Очевидно, что рост валового внутреннего продукта у нас во многом завязан на сельское хозяйство, а с другой стороны, те процессы, которые происходят в животноводстве, довольно значительным образом влияют на инфляцию, это тоже всем хорошо известный факт. И в-третьих, в предыдущие годы мы действительно добивались очень неплохих результатов, и сегодня в контексте нашего вступления в ВТО мы не вправе эти результаты потерять или даже как-то ослабить. За период реализации госпрограммы развития сельского хозяйства, напомню, в 2008–2012 годах на поддержку животноводства было направлено почти 110 млрд рублей, построено и реконструировано с применением самых современных технологий более 2 тысяч – обратите внимание: 2 тысяч животноводческих комплексов. Это на самом деле весьма хорошая цифра.

В результате производство скота и птицы в живом весе увеличилось к уровню 2007 года на треть, причём птицы – на 82%, а свинины – практически на 30%. Даже в прошлом году, весьма непростом из-за неурожая, рост составил более 6%: по птице – на 12%, по свиньям – на 3,5%, по КРС (крупному рогатому скоту) – на 1,3%. И в начале этого года в отрасли также в целом наблюдается положительная динамика: прирост более 7%.

Вместе с тем, из-за того что в прошлом году урожай был существенно хуже, чем мы ожидали, предложение зерна сократилось, как следствие произошло удорожание кормов в среднем по стране минимум на треть, а то и на 40%, где-то ещё и выше, и, соответственно, к росту затрат. Одновременно в связи с вступлением в ВТО и формированием Таможенного союза российский рынок стал более открытым, более прозрачным, и давление импорта способствует снижению цен на нашу продукцию до 30%, где-то может быть ещё хуже. Производители в результате этого оказались зажатыми в тиски – и рентабельность падает, и инвестиционная привлекательность отрасли снижается, и, естественно, давит, как я уже сказал, импорт. Поэтому я хотел бы, чтобы коллеги-губернаторы, руководители регионов проинформировали, как ситуация у вас на местах, какие решения были приняты.

Теперь о том, что сделано и должно быть сделано и на федеральном уровне. В рамках государственной программы до 2020 года в этом году на поддержку животноводства выделяется 60 млрд рублей – это то, что запланировано, подчёркиваю. Предусмотрены меры по развитию переработки животноводческой продукции, селекционно-генетических центров и по борьбе с нашей основной проблемой, с болезнью африканской чумой свиней. Вводится новый механизм – субсидирование на 1 литр, или на 1 кг реализованного товарного молока высшего и первого сорта. На поддержку мясного скотоводства направляется около 7 млрд рублей.

В марте решениями Правительства определён набор субсидий, они распределены. В регионы уже направлено более 30 млрд рублей на развитие животноводства (хотел бы, обращаясь к руководителям регионов, сказать, чтобы вы предельно откровенно проинформировали, что пришло, что не пришло, потому что у меня разная информация. Если что-то не пришло, скажите, почему и где эти деньги торчат, включая на возмещение части затрат по краткосрочным и инвестиционным кредитам – свыше 22 млрд рублей из этих 30, на субсидии на 1 литр реализованного молока – около 5 млрд рублей. Кроме того, перечислены субсидии на племенное животноводство, наращивание маточного поголовья овец и коз, некоторых других видов животных.

На предыдущих совещаниях, а также во время целого ряда встреч, которые я проводил и с коллегами из Государственной Думы, и с политическими партиями тоже советовались, мы говорили, чтобы можно было осуществить манёвр ресурсами государственной поддержки и дополнительно проинвестировать животноводческим предприятиям в связи с удорожанием кормов определённые средства. Сейчас, немедленно – в объёме 15 млрд рублей, а всего дополнительное финансирование, которое мы обсуждали, и предложения по распределению средств по которому я жду, – в объёме до 42 млрд рублей.