http://s2.uploads.ru/t/IBjUK.jpg








Первое – это, конечно, повышение эффективности государственного аппарата. Сформирована система раскрытия информации о подготовке проектов нормативных актов и о результатах их общественного обсуждения, всё это размещается на едином сайте в интернете. И определён перечень сведений, который с июля текущего года государственные органы и органы местного самоуправления должны размещать в глобальной сети.

Ответственность за выполнение федеральных целевых и государственных программ, конечно, продолжит оставаться на руководителях министерств и ведомств, Правительство рассматривает на своих заседаниях ход их реализации.

Создана и система антикоррупционных мероприятий внутри федеральных ведомств, сформированы методики контроля за соблюдением служащими ограничений и запретов.

Если вообще говорить о борьбе с коррупцией, то крайне важно, чтобы в этой работе принимали участие ветви власти на всех уровнях, от Президента, Правительства и парламента до муниципалитетов и, конечно, судебной системы. Такая борьба требует серьёзных усилий и, конечно, времени, тем более что схемы по обходу закона всегда будут создаваться, их просто нужно вовремя разоблачать и наказывать за их создание.

В принципе, как известно, коррупция – это не только нарушение законодательства, это в значительной мере состояние мозгов. Мы, напомню, с нуля создали современную нормативную базу по борьбе с коррупцией – это было сделано за последние несколько лет. Её нужно постоянно совершенствовать, и этим активно занимается Государственная Дума. Правительство внесло в Государственную Думу ряд новых антикоррупционных законопроектов, хотел бы тоже обратить на них внимание. В частности, это и закрепление обязанности судей публиковать информацию обо всех внепроцессуальных нарушениях по делам, которые находятся в производстве (а таких обращений немало: обращаются и чиновники, и депутаты обращаются, и бизнес обращается, но во всём мире такие обращения фиксируются, для того чтобы избежать последующих упреков, хотя это не самая простая задача), а также дополнительное урегулирование порядка привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Готовятся предложения по расширению доступа к информации о деятельности судов сети Интернет и трансляции судебных решений. В ФЦП «Развитие судебной системы» предусматривается поэтапное оборудование судов средствами аудио- и видеозаписи. Это тоже нужно сделать обязательно, а не только на уровне Москвы и высших судов.

Кроме того, сейчас все без исключения проекты нормативных актов Правительства проходят специализированную экспертизу. Введено декларирование доходов и наиболее важных расходов государственных служащих. Россия присоединилась к целому ряду международных антикоррупционных конвенций.

Второе направление по совершенствованию государственной машины – это предоставление государственных услуг. Мне не раз приходилось говорить, что современное государство должно вести себя по отношению к человеку открыто, дружелюбно и работать оперативно и эффективно. Для этого внедряется и принцип одного окна. Сегодня мы создаём так называемые многофункциональные центры по оказанию госуслуг. Их уже действует более 600 в 71 регионе. Я неоднократно заходил в эти центры, могу вам сказать (во всяком случае у меня такие впечатления), что там точно людям проще получить необходимую услугу. Желательно, чтобы они были в самой короткой перспективе организованы и открыты во всех регионах.

Не менее важно развивать систему предоставления услуг в электронном виде. Сейчас через единый портал можно получить более 700 услуг федеральных органов исполнительной власти.

Ещё одна новация в деятельности Правительства касается открытой работы с экспертами, деловыми кругами и гражданским обществом. Конечно, открытая работа и сама по себе ценна, но важно, чтобы эта работа подкреплялась последующими конкретными действиями.

В 2012 году была сформирована система так называемого Открытого правительства, это новый механизм реализации государственной политики. Действует Экспертный совет, в который входит 500 высококвалифицированных экспертов, представляющих, кстати, совершенно разные политические и экономические воззрения. Сейчас обязательный содоклад Экспертного совета по важнейшим вопросам на заседании Правительства является непременным требованием.

Мы работали над одним из очень сложных вопросов – законом «О промышленной безопасности». Он позволил избавить от бессмысленных проверок более 100 тыс. предприятий реального сектора. Мне кажется, это как раз хороший пример того, как нужно взаимодействовать с экспертной площадкой.