http://s1.uploads.ru/t/GkTO7.jpg




В интервью "РГ" заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил, каким образом будут передаваться права на "результаты интеллектуальной деятельности" (РИДы) бизнесу.

По заявке всем желающим использовать РИД будет выдаваться безвозмездная неисключительная лицензия на его внедрение в производство на территории России. В том случае, если заявитель смог обеспечить это условие, то государство только ему передает исключительное право на этот интеллектуальный продукт. И выходит из игры.

Есть второй вариант развития событий. Допустим, на внедрение одного и того же патента претендуют сразу несколько лиц, и все выполнили условия лицензионного договора. Тогда государство никому не передает исключительное право, а продлевает действие лицензионных договоров на весь срок действия патента. Считаем, что такая модель позволит в короткий срок ввести в производство максимальное число изобретений.
Я, кстати, ожидаю даже некоторую волну возмущения: "А зачем вообще передавать права на интеллектуальную государственную собственность какой-то третьей стороне?" Отвечаю. В данной ситуации государство получает косвенный экономический эффект в виде повышения конкурентоспособности наших производителей на мировых рынках, модернизации производств, что в свою очередь создаст новые рабочие места и принесет дополнительные налоги. Это сейчас гораздо важнее прямых финансовых доходов и возврата денежных средств в бюджет через платежи по лицензионным договорам или договорам отчуждения исключительного права.

Кроме того, я не очень представляю, как в новых экономических реалиях чиновники из минпромторга приходят на предприятия и говорят, вот, мол, в эту производственную цепочку стоило бы внедрить новое патентованное изобретение. Производством, а уж тем более формированием его инновационного потенциала должны заниматься люди с соответствующей компетенцией. В связи с этим и появилась идея закреплять права на результаты интеллектуальной деятельности за создателями и исполнителями НИОКР.