Документ подготовлен Минэкономразвития России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 года №1101-р об утверждении концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учёта недвижимости (2014–2019 годы)».
Современное состояние сферы земельно-имущественных отношений в Российской Федерации характеризуется наличием следующих проблем:
- Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости существуют как взаимосвязанные, но самостоятельные базовые информационные ресурсы, что приводит к высокой удельной ресурсоёмкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учёта недвижимости, а также не позволяет обеспечить необходимый уровень межведомственного взаимодействия, в частности для повышения эффективности налогообложения недвижимости;
- отсутствует единый закон о государственной регистрации прав и кадастровом учёте объектов недвижимости. Учётно-регистрационные процедуры регулируются федеральными законами «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном кадастре недвижимости», которые не исключают дублирования сведений о правах и объектах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости и не предусматривают правила синхронизации сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости, что приводит к многократному увеличению ошибок в сведениях указанных систем.
Реализация Программы будет осуществляться в целях гармонизации сферы земельно-имущественных отношений, базирующейся на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества и обеспечивающей переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации.
Задачами Программы являются:
- объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс;
- обеспечение организации предоставления услуг по принципу «одного окна» и переход к оценке гражданами качества услуг;
- повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и повышения эффективности налогообложения недвижимости.
Программой предусмотрены следующие целевые индикаторы и показатели, которые планируется достичь к 2019 году:
- увеличение доли объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (едином государственном реестре объектов недвижимости) – до 100%;
- внедрение единого государственного реестра объектов недвижимости и осуществление перехода к единой геоцентрической открытой системе координат на всей территории Российской Федерации (в 83 субъектах);
- увеличение доли площади земельных участков, относящихся к собственности Российской Федерации и учтённых в государственном кадастре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям действующего законодательства, с 56 до 65%;
- увеличение доли земельных участков, учтённых в государственном кадастре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям действующего законодательства, с 48 до 52%;
- увеличение доли услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учёту, оказываемых через сеть Интернет, с 5 до 70%;
- рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов, на 51%;
- сокращение сроков осуществления государственной регистрации прав с 20 до 7 дней, кадастрового учёта недвижимости – с 20 до 5 дней;
- сокращение времени ожидания заявителями в очереди – с 60 до 10 минут.
Ответственными за формирование и реализацию мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств в Программе являются Минэкономразвития России, Росреестр, ФНС России, Росимущество, Минкомсвязь России.
Реализация постановления не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом за время реализации Программы в консолидированный бюджет Российской Федерации будет собрано поступлений, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов, в пределах 5100 млрд рублей. К концу 2019 года в результате реализации мероприятий Программы должно быть дополнительно собрано около 930 млрд рублей.
Проект постановления рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 3 октября 2013 года.