В столице открылась выставка работ Ивана Лубенникова. Она называется «Живопись маленьких размеров» и представляет творчество художника в новом ракурсе. Мастер, отлично справляющийся с масштабными техниками и жанрами, например – с оформлением станций метрополитена, выставил почти что миниатюры. Это малое своё увлечение Иван Лубенников называет убежищем. Рассказывают «Новости культуры».
Так и не скажешь, что эта живопись – маленьких размеров. Но зная творчество художника, понимаешь – это факт. Иван Лубенников – любитель больших масштабов и крупных форм, в его мастерской редко встретишь работы меньше двух метров, а здесь – в небольшом зале 20 картин, практически миниатюр.
«В маленьких вещах все в горсти, – говорит художник. – Ничего не вылезает за пределы этой пригоршни. А большие работы – это всегда программа, которую нужно реализовать. Там всегда много факторов, пространство, образы, которые надо сформулировать. Маленькие работы приятно делать, это вдохновение».
Его знают во всей Европе как художника-монументалиста, автора оформлений фасадов театров, музеев, станций метро в Париже и Москве. «Сретенский бульвар», «Маяковская», «Славянский бульвар» – все эти мозаики создал Лубенников. Но, несмотря на признание, в столичных галереях он гость нечастый – утверждает – выставляться скучно. Интереснее рисовать.
«У него совершенно невероятное чувство юмора, свойственное крупным большим людям и невероятная свежесть взгляда, – отмечает куратор выставки Вадим Гинзбург. – Он придумывает эти сюжеты, не знаю, придумывает или рождает – это удивительно».
Лубенников никогда не пишет с натуры. Но эти натюрморты, портреты и пейзажи – не фантазии, а представления об окружающем пространстве и людях. Рыжеволосая бестия – его муза, Комелин – друг, скульптур, а это – долгожданное письмо из Рима. И все-таки чаще здесь встречаются любимые автором пышные формы.
«Помимо форм еще существует какая то коллизия, – рассказывает Иван Лубенников. – Мужчины и женщины – чем занята женщина, и чем занят мужчина, какие возникают из-за этого ассоциации, какие связи. Всегда возникает какая-то мысль. Нарисовать – это недолго».
В центре экспозиции – новая работа автора – натюрморт «Кирпич и чугун». Она и для художника очень важна. Все дело в сочетании цветов, говорит он – красного, черного и белого, которые и создают гармонию этого мира. В каком масштабе они запечатлены – уже неважно, 2 метра или 30 сантиметров – для Лубенникова его миниатюры – отдушина, для зрителя – новый взгляд на творчество мастера.