Госдума РФ приняла в третьем чтении закон об объединении судебных систем общей и арбитражной практики.
На пленарном заседании Госдумы, в пятницу, 22 ноября в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, согласно которому объединяются Верховный и Высший арбитражный суды и вносятся соответствующие изменения в Конституцию РФ. Напомним, что идею объединения высших судебных инстанций страны выдвинул президент РФ Владимир Путин, в своем выступлении на заседание Петербургского международного экономического форума в июне 2013 года. По мысли Президента, объединение судов позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием, как граждан, так и организаций, включая органы госвласти и местного самоуправления.
По мнению самих фигурантов правового поля страны, объединение двух ветвей судебной власти назрело. Сегодня ни одна ведущая мировая юрисдикция не устроена сегодня так, как российская. Да, во многих странах арбитражные или экономические суды нередко функционируют параллельно остальной судебной системе, рассматривая довольно узкий круг специфических вопросов. Но, ни в одной стране мира нет такого, чтобы во главе всей системы судопроизводства стоял арбитражный суд. И тому есть элементарное объяснение: защита прав гражданина, физического лица, априори находится на первом месте, а вопросы бизнеса – всегда на втором.
По словам председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, образование Верховного суда России, формирование единого порядка рассмотрения дел целесообразно, поскольку эта деятельность регулируется едиными нормами гражданского законодательства.
«Мы уходим от той практики, которая была ранее, когда предполагалось функционирование двух высших судебных органов раздельно. Таким образом, создание единой судебной высшей инстанции будет способствовать единообразному применению, толкованию закона, сохранять и укреплять единое правовое пространство в масштабах Российской Федерации»,- сказал парламентарий.
Рассматривая создание единого высшего суда в России, нужно четко понимать, что главная цель этого процессам - выстраивание единого центра правоприменения. В последние годы Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ временами напоминали двуглавого орла с российского герба, две головы которого смотрят в диаметрально противоположные стороны. Даже обычные граждане порой недоумевали: отчего очень похожие дела рассматриваются в разных инстанциях, связанных друг с другом лишь схожими названиями.
«Арбитражные суды и суды общей юрисдикции, обладая общей пересекающейся компетенцией, одновременно могут рассматривать очень похожие гражданские дела и руководствуются одними и теми же нормами гражданского законодательства. Вместе с тем применение нормы судами общей юрисдикции и арбитражными судами в одних и тех же правовых ситуациях может происходить по-разному», - отмечает глава Думского комитета, обосновывая необходимость выстраивания единого центра правоприменения, унификации судебной практики двух разных ветвей судебной власти.
Член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин также убежден, что создание двух равноправных каждый в своей сфере судов – ответ на вызов времени. В то же время он подчеркивает, что «никто не планирует разрушать систему арбитражных судов.
«В ней очень многое было достигнуто положительного: открытость процесса, опубликование всех судебных решений на сайте Высшего Арбитражного Суда и многое другое. Но что самое главное – несомненно, будут сохранены и те опытные кадры, специалисты, участвовавшие в рассмотрении сложных дел в экономической сфере», - уверен Марданшин.
Существенные поправки внесены и в вопросы организации деятельности прокуратуры РФ. Так, существенно повышается статус прокуратуры за счет того, что прокуроры в регионах будут назначаться президентом по предложению генерального прокурора России и по согласованию с субъектами. Прокуроры субъектов будут уходить в отставку также по решению главы государства. С другой стороны, нововведения в значительной мере повышают самостоятельность и ответственность прокуроров.
«В ходе обсуждения законопроекта возникали вопросы, связанные с тем, что происходит якобы децентрализация деятельности прокуратуры. Это совершенно не так. Подчеркну: предлагаемые Президентом поправки будут, в том числе, способствовать усилению роли Прокуратуры России как надзорного органа, способствующего формированию единого правового поля», - считает Плигин.